Standard

Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно. / Тульчинский, Григорий Львович.

в: Слово.ру: Балтийский акцент, Том 14, № 4, 2023, стр. 8-30.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{1ee4f532c2dc488b99fb7f673407855e,
title = "Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно",
abstract = "Статья содержит попытку систематического представления смыслообразования с точки зрения прагмасемантического подхода. Это открывает возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие не линейно. Субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я является результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует образует «странную петлю» (Д.Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное на индивидуальное. Тем самым носитель самосознания обретает горизонт видения мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность - пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к самоизменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности – самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небытия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст – источник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бытии, как суть незаполненность, незавершенность, готовая к дополнениям и перезагрузкам. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую - и наоборот, а то и рассматривать их одновременно. ",
keywords = "апофатика, глубокая семиотика, культура, прагмасемантика, самосознание, смысл, субъектность",
author = "Тульчинский, {Григорий Львович}",
note = "Тульчинский Г.Л. Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно // Слово.ру: балтийский акцент. 2023. Т. 14, №4. С. 8—30. doi: 10.5922/2225-5346-2023-4-1.",
year = "2023",
doi = "10.5922/2225-5346-2023-4-1",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "8--30",
journal = "Slovo.ru: Baltic Accent",
issn = "2225-5346",
publisher = "Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно

AU - Тульчинский, Григорий Львович

N1 - Тульчинский Г.Л. Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно // Слово.ру: балтийский акцент. 2023. Т. 14, №4. С. 8—30. doi: 10.5922/2225-5346-2023-4-1.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Статья содержит попытку систематического представления смыслообразования с точки зрения прагмасемантического подхода. Это открывает возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие не линейно. Субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я является результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует образует «странную петлю» (Д.Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное на индивидуальное. Тем самым носитель самосознания обретает горизонт видения мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность - пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к самоизменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности – самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небытия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст – источник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бытии, как суть незаполненность, незавершенность, готовая к дополнениям и перезагрузкам. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую - и наоборот, а то и рассматривать их одновременно.

AB - Статья содержит попытку систематического представления смыслообразования с точки зрения прагмасемантического подхода. Это открывает возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие не линейно. Субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я является результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует образует «странную петлю» (Д.Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное на индивидуальное. Тем самым носитель самосознания обретает горизонт видения мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность - пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к самоизменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности – самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небытия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст – источник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бытии, как суть незаполненность, незавершенность, готовая к дополнениям и перезагрузкам. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую - и наоборот, а то и рассматривать их одновременно.

KW - апофатика, глубокая семиотика, культура, прагмасемантика, самосознание, смысл, субъектность

U2 - 10.5922/2225-5346-2023-4-1

DO - 10.5922/2225-5346-2023-4-1

M3 - статья

VL - 14

SP - 8

EP - 30

JO - Slovo.ru: Baltic Accent

JF - Slovo.ru: Baltic Accent

SN - 2225-5346

IS - 4

ER -

ID: 116135275