Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно. / Тульчинский, Григорий Львович.
в: Слово.ру: Балтийский акцент, Том 14, № 4, 2023, стр. 8-30.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно
AU - Тульчинский, Григорий Львович
N1 - Тульчинский Г.Л. Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно // Слово.ру: балтийский акцент. 2023. Т. 14, №4. С. 8—30. doi: 10.5922/2225-5346-2023-4-1.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Статья содержит попытку систематического представления смыслообразования с точки зрения прагмасемантического подхода. Это открывает возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие не линейно. Субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я является результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует образует «странную петлю» (Д.Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное на индивидуальное. Тем самым носитель самосознания обретает горизонт видения мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность - пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к самоизменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности – самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небытия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст – источник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бытии, как суть незаполненность, незавершенность, готовая к дополнениям и перезагрузкам. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую - и наоборот, а то и рассматривать их одновременно.
AB - Статья содержит попытку систематического представления смыслообразования с точки зрения прагмасемантического подхода. Это открывает возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие не линейно. Субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я является результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует образует «странную петлю» (Д.Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное на индивидуальное. Тем самым носитель самосознания обретает горизонт видения мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность - пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к самоизменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности – самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небытия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст – источник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бытии, как суть незаполненность, незавершенность, готовая к дополнениям и перезагрузкам. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую - и наоборот, а то и рассматривать их одновременно.
KW - апофатика, глубокая семиотика, культура, прагмасемантика, самосознание, смысл, субъектность
U2 - 10.5922/2225-5346-2023-4-1
DO - 10.5922/2225-5346-2023-4-1
M3 - статья
VL - 14
SP - 8
EP - 30
JO - Slovo.ru: Baltic Accent
JF - Slovo.ru: Baltic Accent
SN - 2225-5346
IS - 4
ER -
ID: 116135275