Занятия философией в сократовском (и пифагорейском) контексте по-разному шаржируются Аристофаном в «Облаках» и в «Птицах». В первом случае философия изображается как забота о своем скудном, неряшливом обиходе, дальше которого сознание Сократа и Хэрефонта не заходит. Возможно, Аристофан пародирует здесь сократовское требование самопознания и протагоровский принцип «человека-меры». Образ Хэрефонта демонстрирует, до какого состояния «опускается» друг философа. В «Птицах» философия сравнивается с психагогией и некромантией. Ученики Сократа выступают в качестве объектов и инструментов гадания, которое оказывается сатирой на диалектические беседы. Психагогия - аналог сократической майевтики, а некромантия - ирония над теми выводами и знаниями, к которым приходят души людей, занимающихся философией. Это означает, что «сократический дискурс» оставался герметично закрыт для большинства афинян (что только подтвердилось во время суда над Сократом).
Переведенное названиеWAS IT EASY TO BE A SOCRATIC? A BIASED VIEW OF ATHENIAN COMEDY ON CHAEREPHON OF SPHETTUS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)84-96
ЖурналПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Том7
Номер выпуска2(7)
СостояниеОпубликовано - ноя 2017

    Области исследований

  • Сократ, сократики, Хэрефонт, афинская комедия, диалектика и психагогия.

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 11819701