В статье осуществляется поиск и попытка разработки методологических оснований для исследования трансцендентного смысла истории культуры. Авторы исходят из предпосылки, состоящей в том, что трансцендентный смысл истории культуры ста-
новится смыслом жизни носителей данной культуры. Поэтому теоретическая задача поиска трансцендентного смысла культуры является также задачей экзистенциальной. Для обнаружения трансцендентного смысла русской культуры в статье используется метод анализа источников конфликта интерпретаций исторического смысла культуры. В качестве объекта анализа принимается образ русской культуры, сформированный в русской философской литературе XIX–XX веков. В соответствии с этим образом трансцендентный смысл русской культуры проявляется в серии иммананетно-исторических заимствований: греко-римском, татаро-монгольском, западноевропейском. В результате анализа конфликта интерпретаций греко-римских (византийских) заимствований, авторы формулируют вариант трансцендентного смысла русской культуры в том виде, в каком он присутствует в данном конфликте интерпретаций, и имеет форму трансцендентного ответа на трансцендентный исторический вызов. Методологическими основаниями исследования являются концепция симфонической личности Л. П. Карсавина, идея исторического предназначения культуры (В. С. Соловьёв, Л. П. Красавин, Г. В. Флоровский), описание «византийского» ядра русской культуры (К. Н. Леонтьев), а также сформировавшаяся в современной византинистике методология анализа рецепции средневекового римского наследия культурами восточно-европейских народов.