Исследуются особенности реализации и функционирования концептуальной метафоры в научном и научно-популярном дискурсе на материале немецкого языка. На примере метафоры KÖRPER IST MECHANISMUS («Тело - это механизм») устанавливается взаимосвязь между функцией концептуальной метафоры и дискурсом, в котором она употребляется. Актуальность исследования обусловлена интересом к изучению связи мышления и языка, и роли метафоры в процессах категоризации, концептуализации и структурирования нового знания. Метафора позволяет на основе аналогии или сходства объяснить одно явление через другое и служит таким образом средством познания сложных абстрактных явлений и процессов. Новизна подхода выражается в сопоставительном характере анализа функций, свойственных метафоре в строгом научном и в производном научно-популярном дискурсе. В ходе исследования было установлено, что в научных текстах метафоры служат целям создания нового конкретного значения путем осмысления одного концептуального поля в терминах другого, в то время как в текстах научно-популярного характера метафоры используются для объяснения сложных пропозиций с помощью уже известных реципиенту. Концептуальная метафора в научном дискурсе, таким образом, является средством номинации и выполняет эвристическую функцию, а в научно-популярном дискурсе обладает большей экспрессивностью и реализуют дидактическую функцию. Полученные результаты вносят вклад в развитие теоретической когнитивной лингвистики и могут быть использованы при изучении метафоры в других типах дискурсов. К перспективам исследования относится контрастивный анализ функций концептуальной метафоры в немецком и других европейских языках.
Переведенное названиеCONCEPTUAL METAPHOR IN GERMAN SCIENTIFIC AND POPULAR SCIENCE DISCOURSE: ANALYSIS OF USAGE AND FUNCTIONS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)35-44
ЖурналВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2021

ID: 88652566