Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Культура как предметность и горизонт философского мышления в постсоветской России (петербургские сюжеты). / Осипов, Игорь Дмитриевич; Рыбас, Александр Евгеньевич.
в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, № 12, 2022, стр. 73–83.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Культура как предметность и горизонт философского мышления в постсоветской России (петербургские сюжеты)
AU - Осипов, Игорь Дмитриевич
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматриваются возникновение, варианты обоснования и критика культурологии – новой науки, появившейся в России в 1990-е гг. Преимущественное внимание уделяется анализу дискуссий петербургских философов вокруг культурологии, ее проблемного поля и методологии, представлены позиции ведущих культурологов Санкт-Петербурга, которые во многом способствовали становлению и развитию этой научной и учебной дисциплины: М.С. Кагана, Ю.Н. Солонина, В.В. Савчука, Е.Г. Соколова и др. Авторы полагают, что культурология была наиболее заметным и интересным явлением постсоветской философии, поэтому изучение ее истории позволяет исследователю лучше понять существо эпохи в целом. В статье отстаивается тезис о том, что постсоветский период в развитии русской философии в настоящее время можно считать практически завершенным, а это ставит перед историками русской мысли соответствующие задачи, среди которых задача уяснения причин истощения идейно-теоретического и творческого потенциала постсоветской мысли является наиболее важной. Не менее важной является также задача осмысления исторической уместности постсоветской философии, ее позитивного содержания, потому что именно оно, по всей видимости, будет определять в ближайшее время перспективы и проблематику русской философской культуры. Показывается, что с момента создания культурологии и по сей день среди петербургских философов, и прежде всего тех, кто занимался и занимается изучением и преподаванием этой дисциплины, преобладало критическое отношение к проекту новой науки. Тем не менее, несмотря на скепсис, предпринимались попытки оправдать культурологию, доказать ее важность для русской культуры. Так, М.С. Каган и Ю.Н. Солонин обосновывали закономерность появления культурологии, выстраивая соответствующие схемы эволюции мировой философской мысли, а Е.Г. Соколов увидел в «абсурдности» культурологии эффективное средство борьбы против абсурдности современной жизни. Наиболее импонирует авторам статьи позиция В.В. Савчука, который, указав на сходство культурологии с ее уклоном в литературность, описательность, междисциплинарность, с одной стороны, и русской философской традиции, с другой, предложил рассматривать культурологию как форму актуализации русской философии. Делается вывод о том, что завершившийся постсоветский этап истории русской философии, несмотря на характерное для него «европейничанье», сумел стать органичным звеном в поступательном развитии философской культуры России.
AB - В статье рассматриваются возникновение, варианты обоснования и критика культурологии – новой науки, появившейся в России в 1990-е гг. Преимущественное внимание уделяется анализу дискуссий петербургских философов вокруг культурологии, ее проблемного поля и методологии, представлены позиции ведущих культурологов Санкт-Петербурга, которые во многом способствовали становлению и развитию этой научной и учебной дисциплины: М.С. Кагана, Ю.Н. Солонина, В.В. Савчука, Е.Г. Соколова и др. Авторы полагают, что культурология была наиболее заметным и интересным явлением постсоветской философии, поэтому изучение ее истории позволяет исследователю лучше понять существо эпохи в целом. В статье отстаивается тезис о том, что постсоветский период в развитии русской философии в настоящее время можно считать практически завершенным, а это ставит перед историками русской мысли соответствующие задачи, среди которых задача уяснения причин истощения идейно-теоретического и творческого потенциала постсоветской мысли является наиболее важной. Не менее важной является также задача осмысления исторической уместности постсоветской философии, ее позитивного содержания, потому что именно оно, по всей видимости, будет определять в ближайшее время перспективы и проблематику русской философской культуры. Показывается, что с момента создания культурологии и по сей день среди петербургских философов, и прежде всего тех, кто занимался и занимается изучением и преподаванием этой дисциплины, преобладало критическое отношение к проекту новой науки. Тем не менее, несмотря на скепсис, предпринимались попытки оправдать культурологию, доказать ее важность для русской культуры. Так, М.С. Каган и Ю.Н. Солонин обосновывали закономерность появления культурологии, выстраивая соответствующие схемы эволюции мировой философской мысли, а Е.Г. Соколов увидел в «абсурдности» культурологии эффективное средство борьбы против абсурдности современной жизни. Наиболее импонирует авторам статьи позиция В.В. Савчука, который, указав на сходство культурологии с ее уклоном в литературность, описательность, междисциплинарность, с одной стороны, и русской философской традиции, с другой, предложил рассматривать культурологию как форму актуализации русской философии. Делается вывод о том, что завершившийся постсоветский этап истории русской философии, несмотря на характерное для него «европейничанье», сумел стать органичным звеном в поступательном развитии философской культуры России.
KW - культурология, русская философия, философия культуры, петербургская философия, постсоветская философия
KW - culturology
KW - russian philosophy
KW - philosophy of culture
KW - ST. PETERSBURG PHILOSOPHY
KW - POST-SOVIET PHILOSOPHY
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49809424
M3 - статья
SP - 73
EP - 83
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 12
ER -
ID: 103603448