Настоящее исследование посвящено проблеме восстановления и развития системы кинопроката в Ленинграде в первые послевоенные годы. Целью статьи является изучение кинодосуга как наиболее популярной формы проведения свободного времени советскими гражданами. Рассматриваются сюжеты, связанные с доступностью и комфортностью просмотра кинофильмов, деятельностью органов управления кинопрокатом, отношением ленинградцев к посещению кинотеатров. Специальных работ по истории досуга советских людей, и в частности организации кинообслуживания, совсем немного. Существуют диссертации, посвященные проблемам кинопроизводства и кинопроката в СССР, но они были защищены в последние годы. В современной историографии формируются новые исследовательские подходы и концепции исследований по истории кинопроката. Выходят отдельные публикации по вопросам не только кинопроизводства и кинопроката, но также и взаимоотношений системы кинообслуживания со зрителем. Источниковую базу статьи составляют делопроизводственная документация, статистические сведения, воспоминания сотрудников системы кинопроката и посетителей кинотеатров. В основе работы - материалы двух архивов Санкт-Петербурга: Центрального государственного архива и Центрального государственного архива литературы и искусства. Делопроизводственная документация является наиболее информативным видом письменных источников, потому что содержит комплексную информацию о функционировании системы кинопроката и кинообслуживания населения на различных уровнях, начиная со взаимоотношения органов государственной власти с киноорганизациями и заканчивая работой контор кинопроката и отдельных кинотеатров со зрителями. Основной пласт данного вида источников представляет собой документацию Ленинградского городского Совета народных депутатов, Главного управления кинофикации и кинопроката Государственного комитета Совета министров РСФСР по кинематографии, Ленинградской областной конторы «Ленкинопрокат» и Управления кинофикации исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов. Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые предпринимается попытка изучения проблем организации массового досуга по окончании Великой Отечественной войны, эффективности кинопроката Ленинграда, его роли в жизни горожан.