Standard

Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»? / Паткуль, Андрей Борисович.

Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя. Санкт-Петербург : Умозрение, 2025. стр. 145-155.

Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийстатья в сборнике материалов конференциинаучнаяРецензирование

Harvard

Паткуль, АБ 2025, Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»? в Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя. Умозрение, Санкт-Петербург , стр. 145-155, Теоретический семинар «Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга. К 250-летию мыслителя»
, Санкт-Петербург , Российская Федерация, 17/04/25.

APA

Паткуль, А. Б. (2025). Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»? в Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя (стр. 145-155). Умозрение.

Vancouver

Паткуль АБ. Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»? в Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя. Санкт-Петербург : Умозрение. 2025. стр. 145-155

Author

Паткуль, Андрей Борисович. / Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»?. Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя. Санкт-Петербург : Умозрение, 2025. стр. 145-155

BibTeX

@inproceedings{ce39a9ddf6614b54aa4fae76f7603385,
title = "Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»?",
abstract = "В статье поставлен вопрос о том, почему М. Хайдеггер, высоко оценивавший философскую мысль Ф. В. Й. Шеллинга, особенно его трактат «Философскиеисследования о сущности человеческой свободы и связанной с ней предметах» (1809 г.), оценивает более позднее шеллинговское различие междупозитивной и негативной философии как «беспомощное». В качестве ответа на него здесь предлагается утверждение, что данное различие, лежащее воснове всей поздней мысли Шеллинга, особо подчеркивает идеалистический и метафизический (в смысле забвения бытия) характер мысли философа. При этом «Исследования о сущности человеческой свободы» также не выходят, согласно Хайдеггеру, за пределы европейской метафизики, но здесь Шеллинг подходит более всего к ее границе, как и, в частности, к границеидеалистической философии. Основывая же свое позднее мышление на «беспомощном» различии позитивной и негативной философии, Шеллинг словно бы обрушивается с «вершины метафизики немецкого идеализма», достигнутой им в «Философских исследованиях». В статье показано, что такая деградация ярче всего выражается в (1) шеллинговской трактовке понятия экзистенции в его поздней мысли, (2) в его онтическом понимании свободы,альтернативу которому можно найти в связанном с бытием понятием свободы усамого Хайдеггера, а также (3) теологическое обоснование философии у позднего Шеллинга, позволяющего интерпретировать его позднюю философию как своего рода «апологию» заранее заданного содержания мифологиии религии. Вопреки таким авторитетным утверждениям, некоторые более поздние по сравнению к Хайдеггером авторы (Ж.-Ф. Куртин, Л. Тенгели) видят в позитивной философии как раз преодоление онто-тео-логии и начало современной эпохи мысли.",
keywords = "различие позитивной и негативной философии, немецкий идеализм, экзистенция, свобода, бытие, сущее, Ф. В. Й. Шеллинг, М. Хайдеггер",
author = "Паткуль, {Андрей Борисович}",
year = "2025",
month = dec,
day = "1",
language = "русский",
isbn = "978-5-6052851-8-2",
pages = "145--155",
booktitle = "Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга:",
publisher = "Умозрение",
address = "Российская Федерация",
note = "Теоретический семинар «Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга. К 250-летию мыслителя»<br/> ; Conference date: 17-04-2025 Through 17-04-2025",
url = "https://philosophy.spbu.ru/ru/anonsy/885-aktualnost-filosofskogo-naslediya-shellinga.html",

}

RIS

TY - GEN

T1 - Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»?

AU - Паткуль, Андрей Борисович

PY - 2025/12/1

Y1 - 2025/12/1

N2 - В статье поставлен вопрос о том, почему М. Хайдеггер, высоко оценивавший философскую мысль Ф. В. Й. Шеллинга, особенно его трактат «Философскиеисследования о сущности человеческой свободы и связанной с ней предметах» (1809 г.), оценивает более позднее шеллинговское различие междупозитивной и негативной философии как «беспомощное». В качестве ответа на него здесь предлагается утверждение, что данное различие, лежащее воснове всей поздней мысли Шеллинга, особо подчеркивает идеалистический и метафизический (в смысле забвения бытия) характер мысли философа. При этом «Исследования о сущности человеческой свободы» также не выходят, согласно Хайдеггеру, за пределы европейской метафизики, но здесь Шеллинг подходит более всего к ее границе, как и, в частности, к границеидеалистической философии. Основывая же свое позднее мышление на «беспомощном» различии позитивной и негативной философии, Шеллинг словно бы обрушивается с «вершины метафизики немецкого идеализма», достигнутой им в «Философских исследованиях». В статье показано, что такая деградация ярче всего выражается в (1) шеллинговской трактовке понятия экзистенции в его поздней мысли, (2) в его онтическом понимании свободы,альтернативу которому можно найти в связанном с бытием понятием свободы усамого Хайдеггера, а также (3) теологическое обоснование философии у позднего Шеллинга, позволяющего интерпретировать его позднюю философию как своего рода «апологию» заранее заданного содержания мифологиии религии. Вопреки таким авторитетным утверждениям, некоторые более поздние по сравнению к Хайдеггером авторы (Ж.-Ф. Куртин, Л. Тенгели) видят в позитивной философии как раз преодоление онто-тео-логии и начало современной эпохи мысли.

AB - В статье поставлен вопрос о том, почему М. Хайдеггер, высоко оценивавший философскую мысль Ф. В. Й. Шеллинга, особенно его трактат «Философскиеисследования о сущности человеческой свободы и связанной с ней предметах» (1809 г.), оценивает более позднее шеллинговское различие междупозитивной и негативной философии как «беспомощное». В качестве ответа на него здесь предлагается утверждение, что данное различие, лежащее воснове всей поздней мысли Шеллинга, особо подчеркивает идеалистический и метафизический (в смысле забвения бытия) характер мысли философа. При этом «Исследования о сущности человеческой свободы» также не выходят, согласно Хайдеггеру, за пределы европейской метафизики, но здесь Шеллинг подходит более всего к ее границе, как и, в частности, к границеидеалистической философии. Основывая же свое позднее мышление на «беспомощном» различии позитивной и негативной философии, Шеллинг словно бы обрушивается с «вершины метафизики немецкого идеализма», достигнутой им в «Философских исследованиях». В статье показано, что такая деградация ярче всего выражается в (1) шеллинговской трактовке понятия экзистенции в его поздней мысли, (2) в его онтическом понимании свободы,альтернативу которому можно найти в связанном с бытием понятием свободы усамого Хайдеггера, а также (3) теологическое обоснование философии у позднего Шеллинга, позволяющего интерпретировать его позднюю философию как своего рода «апологию» заранее заданного содержания мифологиии религии. Вопреки таким авторитетным утверждениям, некоторые более поздние по сравнению к Хайдеггером авторы (Ж.-Ф. Куртин, Л. Тенгели) видят в позитивной философии как раз преодоление онто-тео-логии и начало современной эпохи мысли.

KW - различие позитивной и негативной философии, немецкий идеализм, экзистенция, свобода, бытие, сущее, Ф. В. Й. Шеллинг, М. Хайдеггер

M3 - статья в сборнике материалов конференции

SN - 978-5-6052851-8-2

SP - 145

EP - 155

BT - Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга:

PB - Умозрение

CY - Санкт-Петербург

T2 - Теоретический семинар «Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга. К 250-летию мыслителя»<br/>

Y2 - 17 April 2025 through 17 April 2025

ER -

ID: 145247670