Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»? / Паткуль, Андрей Борисович.
Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга: К 250-летию мыслителя. Санкт-Петербург : Умозрение, 2025. стр. 145-155.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - Почему поздняя философия Ф. В. Й. Шеллинга является для М. Хайдеггера «беспомощной»?
AU - Паткуль, Андрей Борисович
PY - 2025/12/1
Y1 - 2025/12/1
N2 - В статье поставлен вопрос о том, почему М. Хайдеггер, высоко оценивавший философскую мысль Ф. В. Й. Шеллинга, особенно его трактат «Философскиеисследования о сущности человеческой свободы и связанной с ней предметах» (1809 г.), оценивает более позднее шеллинговское различие междупозитивной и негативной философии как «беспомощное». В качестве ответа на него здесь предлагается утверждение, что данное различие, лежащее воснове всей поздней мысли Шеллинга, особо подчеркивает идеалистический и метафизический (в смысле забвения бытия) характер мысли философа. При этом «Исследования о сущности человеческой свободы» также не выходят, согласно Хайдеггеру, за пределы европейской метафизики, но здесь Шеллинг подходит более всего к ее границе, как и, в частности, к границеидеалистической философии. Основывая же свое позднее мышление на «беспомощном» различии позитивной и негативной философии, Шеллинг словно бы обрушивается с «вершины метафизики немецкого идеализма», достигнутой им в «Философских исследованиях». В статье показано, что такая деградация ярче всего выражается в (1) шеллинговской трактовке понятия экзистенции в его поздней мысли, (2) в его онтическом понимании свободы,альтернативу которому можно найти в связанном с бытием понятием свободы усамого Хайдеггера, а также (3) теологическое обоснование философии у позднего Шеллинга, позволяющего интерпретировать его позднюю философию как своего рода «апологию» заранее заданного содержания мифологиии религии. Вопреки таким авторитетным утверждениям, некоторые более поздние по сравнению к Хайдеггером авторы (Ж.-Ф. Куртин, Л. Тенгели) видят в позитивной философии как раз преодоление онто-тео-логии и начало современной эпохи мысли.
AB - В статье поставлен вопрос о том, почему М. Хайдеггер, высоко оценивавший философскую мысль Ф. В. Й. Шеллинга, особенно его трактат «Философскиеисследования о сущности человеческой свободы и связанной с ней предметах» (1809 г.), оценивает более позднее шеллинговское различие междупозитивной и негативной философии как «беспомощное». В качестве ответа на него здесь предлагается утверждение, что данное различие, лежащее воснове всей поздней мысли Шеллинга, особо подчеркивает идеалистический и метафизический (в смысле забвения бытия) характер мысли философа. При этом «Исследования о сущности человеческой свободы» также не выходят, согласно Хайдеггеру, за пределы европейской метафизики, но здесь Шеллинг подходит более всего к ее границе, как и, в частности, к границеидеалистической философии. Основывая же свое позднее мышление на «беспомощном» различии позитивной и негативной философии, Шеллинг словно бы обрушивается с «вершины метафизики немецкого идеализма», достигнутой им в «Философских исследованиях». В статье показано, что такая деградация ярче всего выражается в (1) шеллинговской трактовке понятия экзистенции в его поздней мысли, (2) в его онтическом понимании свободы,альтернативу которому можно найти в связанном с бытием понятием свободы усамого Хайдеггера, а также (3) теологическое обоснование философии у позднего Шеллинга, позволяющего интерпретировать его позднюю философию как своего рода «апологию» заранее заданного содержания мифологиии религии. Вопреки таким авторитетным утверждениям, некоторые более поздние по сравнению к Хайдеггером авторы (Ж.-Ф. Куртин, Л. Тенгели) видят в позитивной философии как раз преодоление онто-тео-логии и начало современной эпохи мысли.
KW - различие позитивной и негативной философии, немецкий идеализм, экзистенция, свобода, бытие, сущее, Ф. В. Й. Шеллинг, М. Хайдеггер
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-6052851-8-2
SP - 145
EP - 155
BT - Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга:
PB - Умозрение
CY - Санкт-Петербург
T2 - Теоретический семинар «Актуальность философского наследия Ф. В. Й. Шеллинга. К 250-летию мыслителя»<br/>
Y2 - 17 April 2025 through 17 April 2025
ER -
ID: 145247670