Представлены результаты исследования взаимосвязи между компетентностью личности в собственном Я (эго-компетентностью) и способностью к пониманию другого человека в юношеском возрасте. Новизна исследования -в комплексном изучении связи эго-компетентности личности с такими параметрами способности, как: коммуникативно-личностный потенциал субъекта познания, понимание состояния другого человека по его невербальному поведению, точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия, самооценка способности к пониманию людей. Рассмотрен уровень развития юношей и девушек с высокими и низкими показателями эго-компетентности личности как субъектов межличностного познания. Методы. Описывается блок диагностических средств, используемых в исследовании, среди них: методики, разработанные В.Н. Куницыной - тест «Притчи», опросник КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), методика СТАЛЬ (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях, и другие свойства личности), опросник СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения), тест «Самооценка», а также тест «Экспрессия» (модифицированный вариант субтеста «группы экспрессии» методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена), 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Выборку исследования составили студенты Магнитогорского государственного технического университета в количестве 125 человек. Результаты. Установлено наличие в юношеском возрасте положительной связи между показателями эго-компетентности личности, коммуникативно-личностного потенциала и самооценки понимания людей. Связи эго-компетентности с пониманием состояния другого человека по его невербальному поведению и точностью прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия не являются статистически достоверными. Анализ полученных данных свидетельствует о неоднозначной связи в юношеском возрасте эго-компетентности личности с отдельными составляющими способности к пониманию других людей. Компетентность в собственном Я сочетается с высокой оценкой своей способности к пониманию других людей и не всегда согласуется с успешностью в понимании состояния другого человека по его невербальным реакциям, точностью прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия.
Переведенное название INTERRELATION BETWEEN PERSONAL EGO-COMPETENCE AND THE ABILITY TO UNDERSTAND ANOTHER PERSON IN ADOLESCENCE
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)83-107
ЖурналРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Том15
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2018

    Предметные области Scopus

  • Психология (все)

ID: 37615611