Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, СИНДРОМОМ ДАУНА И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. / Ляксо, Е.Е.; Фролова, О.В.; Городный, В.А.; Григорьев, А.С.; Николаев, А.С.
Нейронаука для медицины и психологии XV: международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая – 10 июня 2019 г.: Труды конгресса. ред. / Е.В. Лосева; А.В. Крючкова; Н.А. Логинова. М. : МАКС Пресс, 2019. стр. 287-288.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, СИНДРОМОМ ДАУНА И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
AU - Ляксо, Е.Е.
AU - Фролова, О.В.
AU - Городный, В.А.
AU - Григорьев, А.С.
AU - Николаев, А.С.
PY - 2019/5/15
Y1 - 2019/5/15
N2 - Цель исследования – выявить особенности коммуникативных навыков детей 4-7 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна (СД) и умственной отсталостью (УО) по сравнению с типично развивающимися (ТР) сверстниками. В исследовании приняли участие 50 ТР детей, 30 детей с РАС, 10 детей с СД, 10 детей с диагнозом УО лёгкой степени. Разработана и адаптирована комплексная методика изучения вербальных и невербальных коммуникативных навыков детей.Произведена видеозапись поведения, аудиозапись речи детей в модельных ситуациях взаимодействия с экспериментатором и родителями: диалог, повторение слов, игра, чтение; психофизиологическое тестирование детей, включающее определение профиля функциональной латеральной асимметрии, дихотическое тестирование, проверку фонематического слуха. На основании лингвистического, перцептивного, фонетического и спектрографического анализа речи детей и обращённой к ним речиродителей выявлены показатели, характеризующие возможности вербальной коммуникации детей с различными диагнозами; на основании экспертного анализ видеозаписей – показатели невербальной коммуникации. Показано, что ТР дети используют вербальные ответы, содержащие сложные реплики,сопровождающиеся разнообразными жестами. Для детей с РАС характерна ограниченная коммуникация, эхолалия, мало функциональная, конкретная речь, неправильное употребление местоимений, жесты, не дополняющие речь, ограниченный репертуар эмоций. Дети с СД и УО заменяют и дополняют жестами речевые высказывания, более эмоциональны, чем ТР дети. Носители языка с высокой вероятностью распознают значение слов ТР детей, с наименьшей вероятностью – слов детей с СД, что подтверждаетсяданными фонетического анализа о несформированности большинства согласных фонем у детей с СД. Выявлены специфические акустические характеристики голоса и речи детей. Для детей с РАС характерны высокие значения частоты основного тона (ЧОТ) и диапазона ЧОТ, высокие значения частоты и амплитуды третьей форманты, индекса артикуляции гласных (ИАГ), что определяет возможность чёткой артикуляции гласных. Значения ЧОТ у детей с РАС выше, чем у детей с СД, УО; минимальные значения ЧОТ - у ТРдетей. Значения ИАГ минимальны у детей с УО и СД. Показана специфика коммуникации матерей детей с СД и РАС по сравнению с матерями ТР детей.
AB - Цель исследования – выявить особенности коммуникативных навыков детей 4-7 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна (СД) и умственной отсталостью (УО) по сравнению с типично развивающимися (ТР) сверстниками. В исследовании приняли участие 50 ТР детей, 30 детей с РАС, 10 детей с СД, 10 детей с диагнозом УО лёгкой степени. Разработана и адаптирована комплексная методика изучения вербальных и невербальных коммуникативных навыков детей.Произведена видеозапись поведения, аудиозапись речи детей в модельных ситуациях взаимодействия с экспериментатором и родителями: диалог, повторение слов, игра, чтение; психофизиологическое тестирование детей, включающее определение профиля функциональной латеральной асимметрии, дихотическое тестирование, проверку фонематического слуха. На основании лингвистического, перцептивного, фонетического и спектрографического анализа речи детей и обращённой к ним речиродителей выявлены показатели, характеризующие возможности вербальной коммуникации детей с различными диагнозами; на основании экспертного анализ видеозаписей – показатели невербальной коммуникации. Показано, что ТР дети используют вербальные ответы, содержащие сложные реплики,сопровождающиеся разнообразными жестами. Для детей с РАС характерна ограниченная коммуникация, эхолалия, мало функциональная, конкретная речь, неправильное употребление местоимений, жесты, не дополняющие речь, ограниченный репертуар эмоций. Дети с СД и УО заменяют и дополняют жестами речевые высказывания, более эмоциональны, чем ТР дети. Носители языка с высокой вероятностью распознают значение слов ТР детей, с наименьшей вероятностью – слов детей с СД, что подтверждаетсяданными фонетического анализа о несформированности большинства согласных фонем у детей с СД. Выявлены специфические акустические характеристики голоса и речи детей. Для детей с РАС характерны высокие значения частоты основного тона (ЧОТ) и диапазона ЧОТ, высокие значения частоты и амплитуды третьей форманты, индекса артикуляции гласных (ИАГ), что определяет возможность чёткой артикуляции гласных. Значения ЧОТ у детей с РАС выше, чем у детей с СД, УО; минимальные значения ЧОТ - у ТРдетей. Значения ИАГ минимальны у детей с УО и СД. Показана специфика коммуникации матерей детей с СД и РАС по сравнению с матерями ТР детей.
UR - http://brainres.ru/work/Sudak%202019_15%20Congress%20Proceeding_electron%20version.pdf
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 9785317061401
SN - 9785317061418
SP - 287
EP - 288
BT - Нейронаука для медицины и психологии XV: международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая – 10 июня 2019 г.
A2 - Лосева, Е.В.
A2 - Крючкова, А.В.
A2 - Логинова, Н.А.
PB - МАКС Пресс
CY - М.
T2 - Нейронаука для медицины и психологии
Y2 - 30 May 2019 through 10 June 2019
ER -
ID: 46136661