Standard

Познание конечным интеллектом бесконечной сущности Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. / Fedchuk, D.

в: Filosofiya. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki, Том 9, № 3, 28.09.2025, стр. 127-151.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{60a82ee11d8840b49602c28e1abcf956,
title = "Познание конечным интеллектом бесконечной сущности Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского",
abstract = "Попытка мышления бесконечной сущности Первого Начала имела место во всех монотеистических традициях. Историко-философский интерес вызывает сопоставление подхода к теоретическому схватыванию интеллектом Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. Близкие по целевой причине, две концепции различались содержательно, формально. Маймонид обосновывает свой запрет на предикацию Творцу сущностных атрибутов посредством указания на недопустимость внесения разумом множественности в Его абсолютное единство. Фома же разворачивает концепцию, позволяющую мыслить бесконечное сущее без ущерба его онтологической простоте, но при этом такое сущее становится доступным мышлению без привнесения тех тавтологий, в которые впадает метафизика и теология Маймонида, когда повторяет одинаковые формулировки природы Единого, по смыслу близкие к тексту Торы. Другие же варианты речи о Первом у Маймонида запрещены, ибо они ограничивают Бога, потому что нарушают высшую простоту сущности Первоначала, когда разум предицирует множественные атрибуты постигаемой им природе Всевышнего. Именно продумывание Аквинатом смыслов esse позволило философски обосновать познание Бога по аналогии. Ведь бытие Первой причины и бытие конечной вещи суть разноприродные модусы экзистенции. Однако мы мыслим различные виды существования, подразумевая при этом, что смысл бытия Первой Причины нам доступен лишь в очень приблизительном модусе понимания: человеческий интеллект схватывает esse как сущность самого Творца через его соотнесение с бытием конечных вещей — аналогически. Максимальное не имеет границы и поэтому недоступно рассудочному мышлению в полноте своей чтойности, однако мышление удовлетворяется неполным пониманием сущностных свойств Первого начала.",
keywords = "Analogy, Being, Divine Attribute, Esse, First Cause, Maimonides, Thomas Aquinas",
author = "D. Fedchuk",
note = "Export Date: 01 November 2025; Cited By: 0",
year = "2025",
month = sep,
day = "28",
doi = "10.17323/2587-8719-2025-3-127-151",
language = "русский",
volume = "9",
pages = "127--151",
journal = " Философия. Журнал высшей школы экономики",
issn = "2587-8719",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Познание конечным интеллектом бесконечной сущности Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского

AU - Fedchuk, D.

N1 - Export Date: 01 November 2025; Cited By: 0

PY - 2025/9/28

Y1 - 2025/9/28

N2 - Попытка мышления бесконечной сущности Первого Начала имела место во всех монотеистических традициях. Историко-философский интерес вызывает сопоставление подхода к теоретическому схватыванию интеллектом Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. Близкие по целевой причине, две концепции различались содержательно, формально. Маймонид обосновывает свой запрет на предикацию Творцу сущностных атрибутов посредством указания на недопустимость внесения разумом множественности в Его абсолютное единство. Фома же разворачивает концепцию, позволяющую мыслить бесконечное сущее без ущерба его онтологической простоте, но при этом такое сущее становится доступным мышлению без привнесения тех тавтологий, в которые впадает метафизика и теология Маймонида, когда повторяет одинаковые формулировки природы Единого, по смыслу близкие к тексту Торы. Другие же варианты речи о Первом у Маймонида запрещены, ибо они ограничивают Бога, потому что нарушают высшую простоту сущности Первоначала, когда разум предицирует множественные атрибуты постигаемой им природе Всевышнего. Именно продумывание Аквинатом смыслов esse позволило философски обосновать познание Бога по аналогии. Ведь бытие Первой причины и бытие конечной вещи суть разноприродные модусы экзистенции. Однако мы мыслим различные виды существования, подразумевая при этом, что смысл бытия Первой Причины нам доступен лишь в очень приблизительном модусе понимания: человеческий интеллект схватывает esse как сущность самого Творца через его соотнесение с бытием конечных вещей — аналогически. Максимальное не имеет границы и поэтому недоступно рассудочному мышлению в полноте своей чтойности, однако мышление удовлетворяется неполным пониманием сущностных свойств Первого начала.

AB - Попытка мышления бесконечной сущности Первого Начала имела место во всех монотеистических традициях. Историко-философский интерес вызывает сопоставление подхода к теоретическому схватыванию интеллектом Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. Близкие по целевой причине, две концепции различались содержательно, формально. Маймонид обосновывает свой запрет на предикацию Творцу сущностных атрибутов посредством указания на недопустимость внесения разумом множественности в Его абсолютное единство. Фома же разворачивает концепцию, позволяющую мыслить бесконечное сущее без ущерба его онтологической простоте, но при этом такое сущее становится доступным мышлению без привнесения тех тавтологий, в которые впадает метафизика и теология Маймонида, когда повторяет одинаковые формулировки природы Единого, по смыслу близкие к тексту Торы. Другие же варианты речи о Первом у Маймонида запрещены, ибо они ограничивают Бога, потому что нарушают высшую простоту сущности Первоначала, когда разум предицирует множественные атрибуты постигаемой им природе Всевышнего. Именно продумывание Аквинатом смыслов esse позволило философски обосновать познание Бога по аналогии. Ведь бытие Первой причины и бытие конечной вещи суть разноприродные модусы экзистенции. Однако мы мыслим различные виды существования, подразумевая при этом, что смысл бытия Первой Причины нам доступен лишь в очень приблизительном модусе понимания: человеческий интеллект схватывает esse как сущность самого Творца через его соотнесение с бытием конечных вещей — аналогически. Максимальное не имеет границы и поэтому недоступно рассудочному мышлению в полноте своей чтойности, однако мышление удовлетворяется неполным пониманием сущностных свойств Первого начала.

KW - Analogy

KW - Being

KW - Divine Attribute

KW - Esse

KW - First Cause

KW - Maimonides

KW - Thomas Aquinas

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/ad285177-7e49-3cf4-80bd-129560bb9f6e/

U2 - 10.17323/2587-8719-2025-3-127-151

DO - 10.17323/2587-8719-2025-3-127-151

M3 - статья

VL - 9

SP - 127

EP - 151

JO - Философия. Журнал высшей школы экономики

JF - Философия. Журнал высшей школы экономики

SN - 2587-8719

IS - 3

ER -

ID: 143730017