Standard

Основные особенности институционализации новых научных учреждений в послереволюционной России (на примере Петрограда-Ленинграда). / Сидорчук, Илья Викторович.

в: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, Том 8, № 3, 2017, стр. 59-74.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{4d25a429cb214492b716d544ec77a9dd,
title = "Основные особенности институционализации новых научных учреждений в послереволюционной России (на примере Петрограда-Ленинграда)",
abstract = "В рамках статьи предпринята попытка выявить основные тенденции в институциализации научных учреждений в условиях постреволюцинной России, указать проблемы, возникавшие при создании новых научных центров, и проанализировать пути их решения, выбираемые научным сообществом. На материале опубликованных и архивных источников определены стратегии взаимоотношений научной элиты с властью в исследуемый период. При проведении исследования автор исходит из идеи преемственности исторического опыта и традиций дореволюционной и советской науки. На примере ряда научных учреждений на тот момент главного научного центра страны Петрограда-Ленинграда (Государственная академия истории материальной культуры, Яфетический институт, Институт по изучению мозга и психической деятельности, Института народов Севера, Российского института прикладной химии и др.) показана судьба как отдельных ученых, так и их проектов, проанализированы причины их успеха или провала. Отдельное внимание уделено вопросу введения марксизма в науку в 1920-х гг., рассмотрены его последствия для различных научных центров. Автор приходит к выводу, что в 1920-х гг. во многом сохранялись тенденции в развитии науки, сформированные в дореволюционную эпоху. При этом в первые послереволюционные годы даже поддержка власти не гарантировала учреждениям финансового благополучия, с чем связана неразбериха в работе учреждений, выделения и слияния и т.п. Одновременно политика расширения научно-образовательных центров, да и сам революционный дух эпохи позволяли реализовываться смелым планам, история которых заслуживает внимания, даже если она была очень краткой. Также в статье сравнивается положение гуманитарных, технических и естественнонаучных научных центров, различие в котором стало особенно ощущаться с конца 1920-х гг. Ключевые слова: история науки, ученое сообщество и власть, институциализация науки, советская наука 1920-х гг., история высшей школы.",
keywords = " ИСТОРИЯ НАУКИ, УЧЕНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ, СОВЕТСКАЯ НАУКА 1920-Х ГГ, ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ",
author = "Сидорчук, {Илья Викторович}",
note = "Основные особенности институционализации новых научных учреждений в послереволюционной России (на примере Петрограда-Ленинграда) // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 3. С. 59-74.",
year = "2017",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "59--74",
journal = "СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ",
issn = "2079-0910",
publisher = "Нестор-История",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Основные особенности институционализации новых научных учреждений в послереволюционной России (на примере Петрограда-Ленинграда)

AU - Сидорчук, Илья Викторович

N1 - Основные особенности институционализации новых научных учреждений в послереволюционной России (на примере Петрограда-Ленинграда) // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 3. С. 59-74.

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - В рамках статьи предпринята попытка выявить основные тенденции в институциализации научных учреждений в условиях постреволюцинной России, указать проблемы, возникавшие при создании новых научных центров, и проанализировать пути их решения, выбираемые научным сообществом. На материале опубликованных и архивных источников определены стратегии взаимоотношений научной элиты с властью в исследуемый период. При проведении исследования автор исходит из идеи преемственности исторического опыта и традиций дореволюционной и советской науки. На примере ряда научных учреждений на тот момент главного научного центра страны Петрограда-Ленинграда (Государственная академия истории материальной культуры, Яфетический институт, Институт по изучению мозга и психической деятельности, Института народов Севера, Российского института прикладной химии и др.) показана судьба как отдельных ученых, так и их проектов, проанализированы причины их успеха или провала. Отдельное внимание уделено вопросу введения марксизма в науку в 1920-х гг., рассмотрены его последствия для различных научных центров. Автор приходит к выводу, что в 1920-х гг. во многом сохранялись тенденции в развитии науки, сформированные в дореволюционную эпоху. При этом в первые послереволюционные годы даже поддержка власти не гарантировала учреждениям финансового благополучия, с чем связана неразбериха в работе учреждений, выделения и слияния и т.п. Одновременно политика расширения научно-образовательных центров, да и сам революционный дух эпохи позволяли реализовываться смелым планам, история которых заслуживает внимания, даже если она была очень краткой. Также в статье сравнивается положение гуманитарных, технических и естественнонаучных научных центров, различие в котором стало особенно ощущаться с конца 1920-х гг. Ключевые слова: история науки, ученое сообщество и власть, институциализация науки, советская наука 1920-х гг., история высшей школы.

AB - В рамках статьи предпринята попытка выявить основные тенденции в институциализации научных учреждений в условиях постреволюцинной России, указать проблемы, возникавшие при создании новых научных центров, и проанализировать пути их решения, выбираемые научным сообществом. На материале опубликованных и архивных источников определены стратегии взаимоотношений научной элиты с властью в исследуемый период. При проведении исследования автор исходит из идеи преемственности исторического опыта и традиций дореволюционной и советской науки. На примере ряда научных учреждений на тот момент главного научного центра страны Петрограда-Ленинграда (Государственная академия истории материальной культуры, Яфетический институт, Институт по изучению мозга и психической деятельности, Института народов Севера, Российского института прикладной химии и др.) показана судьба как отдельных ученых, так и их проектов, проанализированы причины их успеха или провала. Отдельное внимание уделено вопросу введения марксизма в науку в 1920-х гг., рассмотрены его последствия для различных научных центров. Автор приходит к выводу, что в 1920-х гг. во многом сохранялись тенденции в развитии науки, сформированные в дореволюционную эпоху. При этом в первые послереволюционные годы даже поддержка власти не гарантировала учреждениям финансового благополучия, с чем связана неразбериха в работе учреждений, выделения и слияния и т.п. Одновременно политика расширения научно-образовательных центров, да и сам революционный дух эпохи позволяли реализовываться смелым планам, история которых заслуживает внимания, даже если она была очень краткой. Также в статье сравнивается положение гуманитарных, технических и естественнонаучных научных центров, различие в котором стало особенно ощущаться с конца 1920-х гг. Ключевые слова: история науки, ученое сообщество и власть, институциализация науки, советская наука 1920-х гг., история высшей школы.

KW - ИСТОРИЯ НАУКИ, УЧЕНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ, СОВЕТСКАЯ НАУКА 1920-Х ГГ, ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

M3 - статья

VL - 8

SP - 59

EP - 74

JO - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

JF - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

SN - 2079-0910

IS - 3

ER -

ID: 11691586