В начале ХХ века Императорская Академия художеств была одним из ведущих центров российской художественной жизни. В ее залах регулярно проводились выставки, которые, как правило, вызывали широкий резонанс в обществе, иногда сопровождались изданием каталогов и рецензиями критиков. После событий 1917 года Академия была несколько раз преобразована, от Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских к Петроградским высшим государственным художественно-техническим мастерским, а затем в Петроградский - Ленинградский высший художественно-технический институт. В 1920-х годах ВХУТЕИН по-прежнему сохранил свое значение в качестве одного из центров выставочной деятельности Петрограда-Ленинграда.
Это уникальное тридцатилетие, пришедшееся на перекресток социально-политических и художественных эпох, имело внутренние связующие нити также и в сфере выставочной деятельности. Каталоги, фотографии, отзывы, рецензии позволяют дополнить общую картину взаимодействия, преемственности традиций и развития отечественного искусства на протяжении рассматриваемого периода.
К сожалению, у нас нет достоверных сведений касательно художественной организации большинства этих выставок с точки зрения экспозиционного искусства. Мы располагаем лишь рекламными материалами и фотодокументами, которые позволяют воссоздать и домыслить, хотя бы в какой-то степени, способы эспонирования и организации выставочного пространства в ту пору.
В числе прошедших выставок в залах Императорской Академии художеств – Ленинградском ВХУТЕИНа особого внимания заслуживают такие, как: “Выставка произведений печати” (1906), “Искусство в книге и плакате”, приуроченная к Всероссийскому съезду художников (1911), «Выставка картин художников Петрограда всех направлений» (1923), выставка плаката (1926), выставка АХРРа «Жизнь и быт народов СССР» (1926), «Графическое искусство в СССР. 1917Х1927» и мн. др.
В статье использованы материалы Научно-библиографического архива Российской Академии художеств, рассматривается история организации выставок, состав участников и экспозиционный подход.