Настоящая работа посвящена изучению проявлений модели психического у детей ран-него и дошкольного возраста, воспитывающихся в институциональном и семейном социально-эмоциональном окружении. Цель работы – сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка по сравне-нию со структурой у сверстников из биологических семей. Участниками исследования были дети из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка (n = 50; M = 2,18, SD = 0,92 лет) и дети без опыта институционализации, воспитывающиеся в биологических семьях (n = 50; M = 2,37, SD = 0,92 лет). Для оценки модели психиче-ского использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального раз-вития метода BDI (Battelle Developmental Inventory), проведенного в том числе с ис-пользованием информации от ухаживающих за детьми близких взрослых. В результате исследования обнаружено, что факторная структура показателей модели психического у детей из дома ребенка отличается от структуры у детей из биологических семей. Среди факторов, полученных в группе детей из дома ребенка, не наблюдается фактора, пред-ставляющего у семейных детей становление комплексной модели психического, соче-тающего понимание взрослого с пониманием себя, своего взаимодействия со сверстни-ками, чувств по отношению к ним. Полученные результаты обсуждаются с учетом литературных данных о важности ближайшего социального окружения для понимания и атрибутирования ребенком собственных психических состояний и психических со-стояний других. Данные работы свидетельствуют о значительных сложностях станов-ления комплексной и компетентной модели психического у детей, воспитывающихся в социально-эмоционально депривационных условиях дома ребенка, а также о необхо-димости структурных изменений и реализации в учреждении программы обучения персонала, направленной на повышение чувствительности и стабильности ухаживаю-щих за детьми близких взрослых. В заключение подчеркивается отражение в структуре модели психического специфики социально-эмоционального окружения детей и отмечается перспективность использования информации, полученной от близких взрослых, для оценки модели психического у детей.