Влияние Болонского процесса на систему высшего образования в отдельных евро- пейских странах не исчерпывается унификацией ее отдельных структурных звеньев и учебных программ в рамках единого европейского образовательного пространства. Несмотря на существенные сдвиги в европейской системе высшего образования боль- шинство стран-участниц не только сохраняют в условиях европеизации исторически обусловленную специфику образовательных учреждений, но и воспринимают сам процесс глобализации как одно из важнейших средств для реализации национально ориентированных интересов. Даже такое общее для болонской образовательной сфе- ры явление, как ее коммерциализация, реализует внутренние потребности отдельных государств, а не системы в целом. В данной статье рассмотрены два типа националь- ных систем высшего образования в европейских странах — британская и французская. При этом внимание обращается на историческую специфику системных характери- стик высшего образования в этих странах, их различного рода модификации в рамках Болонского процесса, а также анализируется специфика последних преобразований. Британская система показана как тип системы высшего образования, вошедший в рам- ки единого европейского образовательного пространства, не претерпев существенных изменений. Французская модель, напротив, рассмотрена как один из наиболее пока- зательных примеров, демонстрирующих кардинальные системные сдвиги. Рассматри- вая различные типы учебных заведений, авторы позиционируют Болонский процесс как особую сферу европейской политики, изменившей не только систему управления высшим образованием и университетскую автономию в этих странах, но и положение профессорско-преподавательского состава и ведомственных чиновников. Системные и структурные реформы в высшем образовании рассматриваются как часть более об- щих реформ государственного сектора. Особая роль отводится изменяющимся сначала под воздействием концепции «нового государственного управления», а затем его различных модификаций подходам к организации и контролю за общественным сектором.
Переведенное названиеThe National Systems of Higher Education in Britain and France before and after the Implementation of the Bologna Process
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)1074–1096
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
Том64
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2019

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Болонский процесс, Франция, Великобритания, национальная система высшего образования

ID: 48656975