Идиопатический сколиоз в стадии хирургической патологии создает трудную ситуацию в жизни
больных подростков. В этих условиях у подростков, страдающих сколиотической болезнью, могут наблюдаться
признаки выраженного нервно-психического напряжения, переживания страха и беспомощности, поведенческие девиации. В связи с этим важным представляется изучение факторов защиты, внешних адаптационных
ресурсов, имеющих решающее значение для совладания с психологическими трудностями в подростковом
возрасте. В качестве такого ресурса рассматривается родительское (материнское) отношение, включающее
эмоциональную поддержку.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 60 человек: из них 30 человек — матери
пациентов детской ортопедической клиники с диагнозом «идиопатический сколиоз 3–4-й степени» и 30 человек — матери подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата. Применяли методику диагностики
родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина, опросник качества жизни SF-36, самооценочную методику для определения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга (адаптация Ю.Л. Ханина).
Вычисляли средние статистические данные, достоверность различий определяли по критерию Стьюдента, проводили корреляционный анализ с вычислением коэффициента Спирмена.
Результаты исследования. Родительское отношение здоровых подростков и подростков с идиопатическим
сколиозом характеризуется преобладанием положительных чувств, стремлением пропорционально трудности
жизненной ситуации, в которой оказался ребенок, оказывать ему эмоциональную поддержку. Позитивное отношение матери к своему ребенку, находящемуся на лечении в хирургической клинике для коррекции тяжелой
деформации позвоночника, может быть искажено ее собственными тревожно-депрессивными переживаниями,
что может отрицательно сказаться на способности матери к проявлению эмоциональной поддержки в трудной
для ребенка ситуации. Важным компонентом в системе психологической помощи подросткам с идиопатическим сколиозом выступает профессиональная психологическая поддержка, ориентированная на гармонизацию
детско-родительских отношений