В рамках исследования предпринята попытка анализа освещения протекающего вооруженного конфликта в онлайн СМИ России и Украины. Необходимость исследования исходит из ряда таких факторов как увеличения медиапотребления и роста аудитории онлайн СМИ за счет развития информационных технологий, роста международной напряженности из-за эскалации военного конфликта между странами и нового подъёма информационного противостояния, наличие лакуны в согласованных международных договоренностях с локальными НПА, способствующих существованию гибридной (информационной) войны. Объектом исследования является освещение вооруженного конфликта онлайн СМИ, а предметом – методы и приемы, используемые в онлайн СМИ России и Украины при освещении вооруженного конфликта. Целью работы является анализ особенностей освещения российско-украинского конфликта в онлайн СМИ, чтобы выяснить каким образом выстраивается освещение данного конфликта.
Методы исследования исходят из его задач: выполнялся отбор новостных материалов (1558 публикаций) популярных онлайн СМИ России и Украины за промежуток исследования (02.05.23-08.05.23) с помощью статистики (Россия: «kp.ru», «ria.ru»; Украина: «unn.com.ua», «antikor.com.ua»); контент-анализ с применением тематического кодирования на категории ключевых тематик, категории информационных приемов и категории действующих акторов публикаций; сравнительный анализ полученных результатов контент-анализа и выделение особенностей освещения вооруженного конфликта в онлайн СМИ.
Результаты исследования за выбранный промежуток позволили выявить что: онлайн СМИ каждой стороны конфликта освещали со своей национальной позиции. Российские онлайн СМИ фокусировались на темах армий, обстрелах российских территорий и новых регионов украинской стороной, и также критикой западного сообщества. В качестве информационных приемов использовались ссылки на официальных лиц, медийные источники и экспертов, и также при подаче информации свойственна демонстрация превосходства и навешивание ярлыков. Ключевыми акторами являлись властные представители, армии сторон, медиаисточники, второстепенными – эксперты, иностранные представители и их источники. Для украинских онлайн СМИ характерны темы действий российской армии, обстрелов украинской территории и возникающих жертв среди населения, на действиях украинской армии. Информационных приемы украинских онлайн СМИ аналогичны российским, однако им свойственна компрометация противника и его действий, стигматизация образов. В качестве акторов ситуация аналогична российским онлайн СМИ.
Вывод исследования: онлайн СМИ каждой стороны конфликта фокусируются на актуальных событиях для стран конфликта и используют разные способы дискредитации друг друга. Сегодня онлайн СМИ, вовлеченные в конфликт, являются главным инструментом информационной войны.