Отдельные регионы Арктики, и в первую очередь Баренцево и Карское моря, обладают высокими ресурсными возможностями. Именно здесь осуществляется поиск и разработка месторождений углеводородного сырья, а также начинается основной транспортный коридор Северного морского пути. В последние десятилетия в Арктике наблюдаются значительные климатические изменения, которые получили название «Арктическое усиление». Оно проявляется в том, что потепление климата здесь протекает в 2–3 раза быстрее, чем в умеренных широтах, что серьезным образом сказывается на ледовых условиях в различные сезоны года. В данной работе выполнена количественная оценка пространственно-временных особенностей тенденций ледовитости в отдельных районах Баренцева и Карского морей в различные сезоны (месяцы) года в условиях современных изменений арктического климата. Для периода современной климатической нормы 19912020 гг. установлено, что в периоды наибольшего (март-апрель) и наименьшего (сентябрь) развития ледяного покрова тенденции снижения ледовитости отмечаются только на небольшой части
исследуемого региона: в марте-апреле — в восточной части Баренцева моря, в сентябре — на северо-востоке Карского моря. В эти месяцы на остальной акватории площадь ледяного покрова колеблется около среднего многолетнего значения. С мая по сентябрь, когда происходит сезонное уменьшение ледовитости, многолетний процесс снижения ледовитости начинается в мае на юго-западе исследуемого региона, распространяется на северо-восток, постепенно ослабевая на юго-западе. С октября по февраль, когда происходит сезонное повышение ледовитости, многолетний процесс снижения ледовитости движется в обратном направлении: начинается в октябре на северо-востоке исследуемого региона, распространяется на юго-запад, ослабевая на северо-востоке, в ноябре-декабре охватывает практически всю
акваторию, и к февралю наблюдается только на западе региона. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии поиска и освоения месторождений углеводородного сырья, а также перспективного планирования транспортных операций на трассе Северного морского пути в ближайшие десятилетия