Описывается способ разностороннего рассмотрения некоторых объектов, ситуаций, затруднений, идей, замешательств, которые оказываются значимыми для того или и иного лица, физического или юридического, и удержания внимания на них с целью проникновения в суть данной «чтойности» и осуществления проблематизации как действия по превращению чего-то кажущегося ничтожным и/или непонятным в предмет осознания, внимания и озадачивания. Суть способа заключается в начальном формулировании большого числа утверждений, относящихся «к делу». Далее, для каждого утверждения, выявляются два набора 1) «факторов» утверждений, в которых формулируются причины, поводы, условия (в том числе начальные и граничные) и 2) «эффектов» утверждений, в которых представлены следствия, результаты, выводы, новые требования и/или предложения к условиям осуществления и т.д. и т.п. Далее каждый фактор и эффект переводится в положение утверждения, подлежащего такому же исследованию, как и первичные утверждения. Процедура повторяется до достижении состояния, при котором все вновь выявленные факторы и эффекты оказываются внешними по отношению к данной чтойности. Активизация сознания достигается последовательными сосредоточениями внимания на отдельных утверждениях как сгустках смысла продуктах выделения значимого "сейчас" из неразделённого "всего". Описаны технические способы проведения анализа. Способ анализа опробован и используется при решении различных задач педагогики, преодоления конфликтов и проведении исследований.