DOI

В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.
Переведенное названиеWays of Verbalizing Aspectual and Taxis Situations in Soviet Children’s Graphic Stories about Clever Masha
Язык оригиналарусский
Номер статьи2
Страницы (с-по)15-24
Число страниц10
ЖурналУЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Номер выпуска5
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, УМНАЯ МАША, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, АСПЕКТУАЛЬНО-ТАКСИСНЫЕ СИТУАЦИИ, СИТУАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЛОКАЛИЗОВАННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНО-ИКОНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

ID: 86162317