Standard

Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. / Коршина, Юлия Дмитриевна; Мухамедрахимов, Рифкат.

Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года. ред. / Н.В. Гришина; С.Н. Костромина. СПб. : Айсинг, 2018. стр. 116-117.

Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийиная часть книжной публикациинаучнаяРецензирование

Harvard

Коршина, ЮД & Мухамедрахимов, Р 2018, Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. в НВ Гришина & СН Костромина (ред.), Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года. Айсинг, СПб., стр. 116-117, Ананьевские чтения – 2018, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 23/10/18. <http://ananyev.spbu.ru/images/files/2018/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_2018.pdf>

APA

Коршина, Ю. Д., & Мухамедрахимов, Р. (2018). Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. в Н. В. Гришина, & С. Н. Костромина (Ред.), Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года (стр. 116-117). Айсинг. http://ananyev.spbu.ru/images/files/2018/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_2018.pdf

Vancouver

Коршина ЮД, Мухамедрахимов Р. Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. в Гришина НВ, Костромина СН, Редакторы, Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года. СПб.: Айсинг. 2018. стр. 116-117

Author

Коршина, Юлия Дмитриевна ; Мухамедрахимов, Рифкат. / Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года. Редактор / Н.В. Гришина ; С.Н. Костромина. СПб. : Айсинг, 2018. стр. 116-117

BibTeX

@inbook{7e63824712aa4320955787d18c1208dd,
title = "Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения",
abstract = "Исполнительные функции (ИФ) относят к когнитивным процессам высшего порядка, которые обеспечивают целенаправленное поведение и вовлечены в контроль мыслей, действий и эмоций. В современных исследованиях раннего нейрокогнитивного развития выделяют два компонента ИФ: «когнитивный» («cool») и «аффективный» («hot»). В рамках данного подхода «когнитивный» компонент оценивают при выполнении абстрактных, эмоционально нейтральных и изолированных от контекста задач (Zelazo P., 2011), в то время как «аффективный» компонент реализуется в задачах, требующих эмоциональной регуляции, быстрой оценки аффективной значимости стимула, а также контроля над системой вознаграждения/ подкрепления (Hongwanishkul D., 2005; Kim S., 2013). Исследования свидетельствуют, что использование «cool/hot» модели ИФ имеет значительные преимущества для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Так, показатели тестов на «hot» компонент в раннем возрасте значимо взаимосвязаны с последующими поведенческими проблемами, в частности, с экстернальными расстройствами поведения, с психопатологическими нарушениями и проблемами с психическим здоровьем (Carlson S.M., 2005; Hongwanishkul D., 2005; Brock L., 2009; Diamond А., 2013; Kim S., 2013). В значительном количестве работ подчёркивается особая роль социально-эмоционального окружения для формирования процессов ИФ на ранних этапах развития. Результаты крупных лонгитюдных проектов свидетельствуют, что у детей с опытом институционализации преобладают нарушения в области ИФ, которые наблюдаются вплоть до подросткового возраста, как в условиях учреждения, так и после помещения в замещающую семью. В связи с этим целью нашего пилотного исследования явилась оценка особенностей формирования аффективного компонента ИФ у детей раннего возраста, проживающих в различных условиях социально-эмоционального окружения. В исследовании приняли участие 3 группы детей (22-48 месяцев): дети, проживающие в домах ребёнка; дети с опытом институционализации, проживающие в замещающих семьях; дети без опыта институционализации, проживающие в семьях их биологических родителей. Для оценки аффективного компонента ИФ использовали два теста: «Отсроченное угощение» («Snack delay», адаптировано из Kochanska G., 2000), «Завёрнутый подарок и Ожидание подарка» («Gift wrapped & Gift delay», адаптировано из Kochanska G., 2000). Результаты исследования показали, что уровень выполнения тестов на аффективный компонент ИФ (при сравнении средних z-баллов по группам) был значимо ниже как у детей,проживающих в условиях депривации, так и имеющих опыт институционализации (проживающих в замещающих семьях) по сравнению с группой детей из биологических семей. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Использование «cool-hot» модели ИФ расширяет теоретические представления об особенностях формирования процессов нейрокогнитивного развития у человека в раннем возрасте в условиях неблагоприятного социально-эмоционального окружения. Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что постинституциональные проблемы в области ИФ, выявляемые у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих негативный опыт пребывания в детском сиротском учреждении, могут быть успешно преодолены при проведении специальных программ раннего семейного сопровождения. Полученные результаты могут быть использованы на практике для разработки и осуществления научно-обоснованных семейно-центрированных программ ранней помощи.",
keywords = "исполнительные функции, ранний детский возраст, институционализация",
author = "Коршина, {Юлия Дмитриевна} and Рифкат Мухамедрахимов",
year = "2018",
language = "русский",
isbn = "9785917531410",
pages = "116--117",
editor = "Гришина, {Н.В. } and Костромина, {С.Н. }",
booktitle = "Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность",
publisher = "Айсинг",
address = "Российская Федерация",
note = "Ананьевские чтения – 2018 : ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ, АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2018 ; Conference date: 23-10-2018 Through 26-10-2018",
url = "http://ananyev.spbu.ru/informatsiya/sbornik-materialov.html",

}

RIS

TY - CHAP

T1 - Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения

AU - Коршина, Юлия Дмитриевна

AU - Мухамедрахимов, Рифкат

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Исполнительные функции (ИФ) относят к когнитивным процессам высшего порядка, которые обеспечивают целенаправленное поведение и вовлечены в контроль мыслей, действий и эмоций. В современных исследованиях раннего нейрокогнитивного развития выделяют два компонента ИФ: «когнитивный» («cool») и «аффективный» («hot»). В рамках данного подхода «когнитивный» компонент оценивают при выполнении абстрактных, эмоционально нейтральных и изолированных от контекста задач (Zelazo P., 2011), в то время как «аффективный» компонент реализуется в задачах, требующих эмоциональной регуляции, быстрой оценки аффективной значимости стимула, а также контроля над системой вознаграждения/ подкрепления (Hongwanishkul D., 2005; Kim S., 2013). Исследования свидетельствуют, что использование «cool/hot» модели ИФ имеет значительные преимущества для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Так, показатели тестов на «hot» компонент в раннем возрасте значимо взаимосвязаны с последующими поведенческими проблемами, в частности, с экстернальными расстройствами поведения, с психопатологическими нарушениями и проблемами с психическим здоровьем (Carlson S.M., 2005; Hongwanishkul D., 2005; Brock L., 2009; Diamond А., 2013; Kim S., 2013). В значительном количестве работ подчёркивается особая роль социально-эмоционального окружения для формирования процессов ИФ на ранних этапах развития. Результаты крупных лонгитюдных проектов свидетельствуют, что у детей с опытом институционализации преобладают нарушения в области ИФ, которые наблюдаются вплоть до подросткового возраста, как в условиях учреждения, так и после помещения в замещающую семью. В связи с этим целью нашего пилотного исследования явилась оценка особенностей формирования аффективного компонента ИФ у детей раннего возраста, проживающих в различных условиях социально-эмоционального окружения. В исследовании приняли участие 3 группы детей (22-48 месяцев): дети, проживающие в домах ребёнка; дети с опытом институционализации, проживающие в замещающих семьях; дети без опыта институционализации, проживающие в семьях их биологических родителей. Для оценки аффективного компонента ИФ использовали два теста: «Отсроченное угощение» («Snack delay», адаптировано из Kochanska G., 2000), «Завёрнутый подарок и Ожидание подарка» («Gift wrapped & Gift delay», адаптировано из Kochanska G., 2000). Результаты исследования показали, что уровень выполнения тестов на аффективный компонент ИФ (при сравнении средних z-баллов по группам) был значимо ниже как у детей,проживающих в условиях депривации, так и имеющих опыт институционализации (проживающих в замещающих семьях) по сравнению с группой детей из биологических семей. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Использование «cool-hot» модели ИФ расширяет теоретические представления об особенностях формирования процессов нейрокогнитивного развития у человека в раннем возрасте в условиях неблагоприятного социально-эмоционального окружения. Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что постинституциональные проблемы в области ИФ, выявляемые у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих негативный опыт пребывания в детском сиротском учреждении, могут быть успешно преодолены при проведении специальных программ раннего семейного сопровождения. Полученные результаты могут быть использованы на практике для разработки и осуществления научно-обоснованных семейно-центрированных программ ранней помощи.

AB - Исполнительные функции (ИФ) относят к когнитивным процессам высшего порядка, которые обеспечивают целенаправленное поведение и вовлечены в контроль мыслей, действий и эмоций. В современных исследованиях раннего нейрокогнитивного развития выделяют два компонента ИФ: «когнитивный» («cool») и «аффективный» («hot»). В рамках данного подхода «когнитивный» компонент оценивают при выполнении абстрактных, эмоционально нейтральных и изолированных от контекста задач (Zelazo P., 2011), в то время как «аффективный» компонент реализуется в задачах, требующих эмоциональной регуляции, быстрой оценки аффективной значимости стимула, а также контроля над системой вознаграждения/ подкрепления (Hongwanishkul D., 2005; Kim S., 2013). Исследования свидетельствуют, что использование «cool/hot» модели ИФ имеет значительные преимущества для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Так, показатели тестов на «hot» компонент в раннем возрасте значимо взаимосвязаны с последующими поведенческими проблемами, в частности, с экстернальными расстройствами поведения, с психопатологическими нарушениями и проблемами с психическим здоровьем (Carlson S.M., 2005; Hongwanishkul D., 2005; Brock L., 2009; Diamond А., 2013; Kim S., 2013). В значительном количестве работ подчёркивается особая роль социально-эмоционального окружения для формирования процессов ИФ на ранних этапах развития. Результаты крупных лонгитюдных проектов свидетельствуют, что у детей с опытом институционализации преобладают нарушения в области ИФ, которые наблюдаются вплоть до подросткового возраста, как в условиях учреждения, так и после помещения в замещающую семью. В связи с этим целью нашего пилотного исследования явилась оценка особенностей формирования аффективного компонента ИФ у детей раннего возраста, проживающих в различных условиях социально-эмоционального окружения. В исследовании приняли участие 3 группы детей (22-48 месяцев): дети, проживающие в домах ребёнка; дети с опытом институционализации, проживающие в замещающих семьях; дети без опыта институционализации, проживающие в семьях их биологических родителей. Для оценки аффективного компонента ИФ использовали два теста: «Отсроченное угощение» («Snack delay», адаптировано из Kochanska G., 2000), «Завёрнутый подарок и Ожидание подарка» («Gift wrapped & Gift delay», адаптировано из Kochanska G., 2000). Результаты исследования показали, что уровень выполнения тестов на аффективный компонент ИФ (при сравнении средних z-баллов по группам) был значимо ниже как у детей,проживающих в условиях депривации, так и имеющих опыт институционализации (проживающих в замещающих семьях) по сравнению с группой детей из биологических семей. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Использование «cool-hot» модели ИФ расширяет теоретические представления об особенностях формирования процессов нейрокогнитивного развития у человека в раннем возрасте в условиях неблагоприятного социально-эмоционального окружения. Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что постинституциональные проблемы в области ИФ, выявляемые у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих негативный опыт пребывания в детском сиротском учреждении, могут быть успешно преодолены при проведении специальных программ раннего семейного сопровождения. Полученные результаты могут быть использованы на практике для разработки и осуществления научно-обоснованных семейно-центрированных программ ранней помощи.

KW - исполнительные функции

KW - ранний детский возраст

KW - институционализация

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36857552

UR - https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2019/anan/2018_sbornik.pdf

M3 - иная часть книжной публикации

SN - 9785917531410

SP - 116

EP - 117

BT - Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность

A2 - Гришина, Н.В.

A2 - Костромина, С.Н.

PB - Айсинг

CY - СПб.

T2 - Ананьевские чтения – 2018

Y2 - 23 October 2018 through 26 October 2018

ER -

ID: 62815527