Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › иная часть книжной публикации › научная › Рецензирование
Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения. / Коршина, Юлия Дмитриевна; Мухамедрахимов, Рифкат.
Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 года. ред. / Н.В. Гришина; С.Н. Костромина. СПб. : Айсинг, 2018. стр. 116-117.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › иная часть книжной публикации › научная › Рецензирование
}
TY - CHAP
T1 - Формирование исполнительных функций в раннем возрасте в различных условиях социального окружения
AU - Коршина, Юлия Дмитриевна
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Исполнительные функции (ИФ) относят к когнитивным процессам высшего порядка, которые обеспечивают целенаправленное поведение и вовлечены в контроль мыслей, действий и эмоций. В современных исследованиях раннего нейрокогнитивного развития выделяют два компонента ИФ: «когнитивный» («cool») и «аффективный» («hot»). В рамках данного подхода «когнитивный» компонент оценивают при выполнении абстрактных, эмоционально нейтральных и изолированных от контекста задач (Zelazo P., 2011), в то время как «аффективный» компонент реализуется в задачах, требующих эмоциональной регуляции, быстрой оценки аффективной значимости стимула, а также контроля над системой вознаграждения/ подкрепления (Hongwanishkul D., 2005; Kim S., 2013). Исследования свидетельствуют, что использование «cool/hot» модели ИФ имеет значительные преимущества для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Так, показатели тестов на «hot» компонент в раннем возрасте значимо взаимосвязаны с последующими поведенческими проблемами, в частности, с экстернальными расстройствами поведения, с психопатологическими нарушениями и проблемами с психическим здоровьем (Carlson S.M., 2005; Hongwanishkul D., 2005; Brock L., 2009; Diamond А., 2013; Kim S., 2013). В значительном количестве работ подчёркивается особая роль социально-эмоционального окружения для формирования процессов ИФ на ранних этапах развития. Результаты крупных лонгитюдных проектов свидетельствуют, что у детей с опытом институционализации преобладают нарушения в области ИФ, которые наблюдаются вплоть до подросткового возраста, как в условиях учреждения, так и после помещения в замещающую семью. В связи с этим целью нашего пилотного исследования явилась оценка особенностей формирования аффективного компонента ИФ у детей раннего возраста, проживающих в различных условиях социально-эмоционального окружения. В исследовании приняли участие 3 группы детей (22-48 месяцев): дети, проживающие в домах ребёнка; дети с опытом институционализации, проживающие в замещающих семьях; дети без опыта институционализации, проживающие в семьях их биологических родителей. Для оценки аффективного компонента ИФ использовали два теста: «Отсроченное угощение» («Snack delay», адаптировано из Kochanska G., 2000), «Завёрнутый подарок и Ожидание подарка» («Gift wrapped & Gift delay», адаптировано из Kochanska G., 2000). Результаты исследования показали, что уровень выполнения тестов на аффективный компонент ИФ (при сравнении средних z-баллов по группам) был значимо ниже как у детей,проживающих в условиях депривации, так и имеющих опыт институционализации (проживающих в замещающих семьях) по сравнению с группой детей из биологических семей. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Использование «cool-hot» модели ИФ расширяет теоретические представления об особенностях формирования процессов нейрокогнитивного развития у человека в раннем возрасте в условиях неблагоприятного социально-эмоционального окружения. Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что постинституциональные проблемы в области ИФ, выявляемые у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих негативный опыт пребывания в детском сиротском учреждении, могут быть успешно преодолены при проведении специальных программ раннего семейного сопровождения. Полученные результаты могут быть использованы на практике для разработки и осуществления научно-обоснованных семейно-центрированных программ ранней помощи.
AB - Исполнительные функции (ИФ) относят к когнитивным процессам высшего порядка, которые обеспечивают целенаправленное поведение и вовлечены в контроль мыслей, действий и эмоций. В современных исследованиях раннего нейрокогнитивного развития выделяют два компонента ИФ: «когнитивный» («cool») и «аффективный» («hot»). В рамках данного подхода «когнитивный» компонент оценивают при выполнении абстрактных, эмоционально нейтральных и изолированных от контекста задач (Zelazo P., 2011), в то время как «аффективный» компонент реализуется в задачах, требующих эмоциональной регуляции, быстрой оценки аффективной значимости стимула, а также контроля над системой вознаграждения/ подкрепления (Hongwanishkul D., 2005; Kim S., 2013). Исследования свидетельствуют, что использование «cool/hot» модели ИФ имеет значительные преимущества для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Так, показатели тестов на «hot» компонент в раннем возрасте значимо взаимосвязаны с последующими поведенческими проблемами, в частности, с экстернальными расстройствами поведения, с психопатологическими нарушениями и проблемами с психическим здоровьем (Carlson S.M., 2005; Hongwanishkul D., 2005; Brock L., 2009; Diamond А., 2013; Kim S., 2013). В значительном количестве работ подчёркивается особая роль социально-эмоционального окружения для формирования процессов ИФ на ранних этапах развития. Результаты крупных лонгитюдных проектов свидетельствуют, что у детей с опытом институционализации преобладают нарушения в области ИФ, которые наблюдаются вплоть до подросткового возраста, как в условиях учреждения, так и после помещения в замещающую семью. В связи с этим целью нашего пилотного исследования явилась оценка особенностей формирования аффективного компонента ИФ у детей раннего возраста, проживающих в различных условиях социально-эмоционального окружения. В исследовании приняли участие 3 группы детей (22-48 месяцев): дети, проживающие в домах ребёнка; дети с опытом институционализации, проживающие в замещающих семьях; дети без опыта институционализации, проживающие в семьях их биологических родителей. Для оценки аффективного компонента ИФ использовали два теста: «Отсроченное угощение» («Snack delay», адаптировано из Kochanska G., 2000), «Завёрнутый подарок и Ожидание подарка» («Gift wrapped & Gift delay», адаптировано из Kochanska G., 2000). Результаты исследования показали, что уровень выполнения тестов на аффективный компонент ИФ (при сравнении средних z-баллов по группам) был значимо ниже как у детей,проживающих в условиях депривации, так и имеющих опыт институционализации (проживающих в замещающих семьях) по сравнению с группой детей из биологических семей. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Использование «cool-hot» модели ИФ расширяет теоретические представления об особенностях формирования процессов нейрокогнитивного развития у человека в раннем возрасте в условиях неблагоприятного социально-эмоционального окружения. Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что постинституциональные проблемы в области ИФ, выявляемые у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих негативный опыт пребывания в детском сиротском учреждении, могут быть успешно преодолены при проведении специальных программ раннего семейного сопровождения. Полученные результаты могут быть использованы на практике для разработки и осуществления научно-обоснованных семейно-центрированных программ ранней помощи.
KW - исполнительные функции
KW - ранний детский возраст
KW - институционализация
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36857552
UR - https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2019/anan/2018_sbornik.pdf
M3 - иная часть книжной публикации
SN - 9785917531410
SP - 116
EP - 117
BT - Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиция и современность
A2 - Гришина, Н.В.
A2 - Костромина, С.Н.
PB - Айсинг
CY - СПб.
T2 - Ананьевские чтения – 2018
Y2 - 23 October 2018 through 26 October 2018
ER -
ID: 62815527