Проблема пассивного конституирования в феноменологии Э. Гуссерля заслуживает отдельного внимания, постольку пассивное конституирование, противопоставляемое активному сознательному конституированию, можно назвать одной из основных тем философии XX в. Тематизация сферы пассивности связана с решением проблемы интерсубъективности изнутри самой феноменологии, а от этого решения напрямую зависит сам статус ее исследования. Разработка проблемы интерсубъективности является для феноменологии не ответом на поставленный извне упрек «в солипсизме», но внутренней темой самой феноменологии. Гуссерль стремится обосновать всеобщую значимую для всех феноменологическую науку, - но чтобы эта наука имела значение, а именно была необходима для всех других, нужно сначала доказать существование этих других Я, или трансцендентальных субъектов. Автор останавливается подробнее на истории рассмотрения проблемы интерсубъективности Гуссерлем с целью прояснить, как попытки решения проблемы интерсубъективности, опирающиеся на активность Я, приводят к эгоцентрической модели, потребность в преодолении которой, в свою очередь, приводит к тематизации генезиса субъективности и обнаружения пассивности как самого основания данного генезиса. Автор статьи обращается к понятию первичной субъективности, или прото-Я, чтобы показать, что выделение прото-Я должно пониматься как имеющее методологическое значение для обоснования интерсубъективности.