DOI

В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.

Переведенное названиеGlobal trends in the reproduction of human capital in the tertiary education system
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)34-61
Число страниц28
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА
Том37
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Области исследований

  • нормативно-подушевое финансирование, культурный код нации, высшее образование, Единый государственный экзамен, услуга обучения, Болонская система

    Предметные области Scopus

  • Организационное поведение и управление персоналом
  • Экономика и эконометрия

ID: 52346499