Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Ценностный аспект в современном осмыслении хлеба (на примере русских фразеологических единиц). / Николаева, Елена Каировна; Селиверстова, Елена Ивановна.
в: МИР РУССКОГО СЛОВА, № 1, 12.2023, стр. 29-37.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Ценностный аспект в современном осмыслении хлеба (на примере русских фразеологических единиц)
AU - Николаева, Елена Каировна
AU - Селиверстова, Елена Ивановна
N1 - Ценностный аспект в современном осмыслении хлеба (на примере русских фразеологических единиц) // Мир русского слова. 2023. N1. - C.29-37.
PY - 2023/12
Y1 - 2023/12
N2 - Анализ материала показывает, что основные векторы осмысления образа хлеба находят отражение в его восприятии как «продукта», гарантирующего жизнь, признании несомненной аксиологической ценности хлеба для носителей русского языка. При этом, во-первых, выявляются разные кванты культурной информации, составляющие основание образа, — информация религиозного свойства (хлеб насущный, не хлебом единым), гастрономического (корка хлеба) и этического (встречать хлебом-солью) характера и т. д. Во-вторых, функционирование фразеологических единиц с компонентом хлеб в современном дискурсе демонстрирует ценностную амбивалентность хлеба — он выступает то как символ крайне необходимого и высоко ценимого (хлебом не корми), то, наоборот, как номинацияминимального, но недостаточного, с чем приходится мириться (и то хлеб). Это хорошо видно на примере устойчивого словосочетания кусок хлеба, входящего в состав многих фразеологизмов: взяв его за точку отсчета, говорящие выстраивают целую шкалу ценностных ориентиров в определении чьих-либо доходов и преуспевания — от минимально необходимых (делать что-либо за кусок хлеба) до вполне достаточных (заработать на кусок хлеба) и, наконец, высоких (зарабатывать на кусок хлеба с маслом/икрой).
AB - Анализ материала показывает, что основные векторы осмысления образа хлеба находят отражение в его восприятии как «продукта», гарантирующего жизнь, признании несомненной аксиологической ценности хлеба для носителей русского языка. При этом, во-первых, выявляются разные кванты культурной информации, составляющие основание образа, — информация религиозного свойства (хлеб насущный, не хлебом единым), гастрономического (корка хлеба) и этического (встречать хлебом-солью) характера и т. д. Во-вторых, функционирование фразеологических единиц с компонентом хлеб в современном дискурсе демонстрирует ценностную амбивалентность хлеба — он выступает то как символ крайне необходимого и высоко ценимого (хлебом не корми), то, наоборот, как номинацияминимального, но недостаточного, с чем приходится мириться (и то хлеб). Это хорошо видно на примере устойчивого словосочетания кусок хлеба, входящего в состав многих фразеологизмов: взяв его за точку отсчета, говорящие выстраивают целую шкалу ценностных ориентиров в определении чьих-либо доходов и преуспевания — от минимально необходимых (делать что-либо за кусок хлеба) до вполне достаточных (заработать на кусок хлеба) и, наконец, высоких (зарабатывать на кусок хлеба с маслом/икрой).
KW - компонет "хлеб", фразеологизм, ценностный аспект, национальный менталитет, современный дискурс
U2 - 10.21638/spbu30.2023.104
DO - 10.21638/spbu30.2023.104
M3 - статья
SP - 29
EP - 37
JO - МИР РУССКОГО СЛОВА
JF - МИР РУССКОГО СЛОВА
SN - 1811-1629
IS - 1
ER -
ID: 115723955