Статья посвящена сохранившейся у Афинея (4.134d-7c) гексаметрической пародии Матрона из Питаны (IV– Ш вв. до н.э.) «Аттический пир» (fr. I, 1–122). Смысл стт. 18–21, где рассказчик говорит о том, что во время пира бросает на пол морских ежей, считавшихся у греков деликатесом, остается темным, существующие же комментарии противоречивы. Кроме аргументов литературного, естественнонаучного и гастрономического характера автор впервые привлекает материал мозаик, выполненных в стиле «Неприбранный пол». Самой знаменитой мозаикой такого типа была работа Соса (III в. до н. э.) для дворца в Пергаме. Её упоминает Плиний Старший в "Естественной истории" (36.184). Сама мозаика не сохранилась, но до нас дошли ее древнеримские копии и интерпретации, например, перифраз (Rome, Vatican Museums. Inv. 10132, 130 AD), на котором среди прочего живописного мусора можно увидеть и пустые половинки скорлупы морских ежей с колючками. Автор считает, что рассказчик ест икру морских ежей, а их пустую скорлупу бросает на пол. This paper
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииАктуальные проблемы теории и истории искусства V
ИздательНП-Принт
Страницы69-76
СостояниеОпубликовано - 2015
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • Древнегреческая эпическая гастрономическая пародия, эллинистическая мозаика в стиле «Неприбранный пол», семантика пира, центон. Ancient Greek epic parody, Hellenistic mosaics in the style «Asarotos oikos» («unswept floor»), feast, cento poetry.

ID: 4771607