Экологическое образование в Российской Федерации представлено на сегодняшний день во всех сферах системы образования, однако в каждой из них развитие экологического образования сталкивается с рядом объективных трудностей. Учитывая отсутствие обязательных экологических программ в средних школах, эколого-просветительские мероприятия на данный момент можно рассматривать как основной инструмент экологического образования и воспитания широких слоев населения. Для того, чтобы результаты этих мероприятий стали более ощутимы в обществе, необходим многосторонний анализ формы и содержания проводимых эколого-просветительских мероприятий, а также вовлеченных в их проведение разнообразных институтов. Анализ складывающейся в Российской Федерации системы экологического образования произведен на основе сведений, представленных в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды. Перспективной задачей в деле повышения экологического сознания граждан, которая нашла отражение в содержании Национального проекта «Экология», является развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий.