В настоящей статье авторами поднимается вопрос о вкладе образовательных учреждений в гармоничное развитие личности спортсмена. Представ-лен анализ особенностей развития позиций физической культуры и спорта в России, показывающий, что выдающаяся роль в развитии отечественного спорта и олимпийского движения принадлежит преподавателям, студентам и выпускникам высших учебных заведений. Изучение биографий людей, сыгравших ключевую роль в становлении спортивной истории своей страны и включении ее в международное спортивное движение, является одним из важнейших направлений воспитания всесторонне развитого спортсмена. Также в статье представлены результаты исследования образа современного спортсмена-универсанта, в котором приняли участие выпускники и преподаватели СПбГУ, в разные годы представлявшие Университет, город, страну на международных и российских соревнованиях (в том числе участники и призеры Олимпийских игр). Полученные данные свидетельствуют о действительно весомом вкладе высших учебных заведений в развитие личности спортсмена, а также о важности организации и проведения теоретико-эмпирических исследований проблемы осуществления общественно активного воспитания человека.