Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Актуальные тенденции методологии истории психологии в свете философско-методологических проблем историографии. / Рафикова, Вероника Айдаровна; Мироненко, Ирина Анатольевна.
в: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Том 11, № 4, 2021, стр. 312-325.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Актуальные тенденции методологии истории психологии в свете философско-методологических проблем историографии
AU - Рафикова, Вероника Айдаровна
AU - Мироненко, Ирина Анатольевна
N1 - Рафикова, В., & Мироненко, И. (2021). Актуальные тенденции методологии истории психологии в свете философско-методологических проблем историографии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(4), 312-325. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.402
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматриваются особенности развития истории психологии в свете общих тенденций развития историографии. Обсуждаются характеристики исторического знания в целом, а также выделяются дискуссионные, проблемные точки в развитии исторической науки; поднимаются вопросы связи истории науки, в частности истории психологии и истории как науки в целом. На материале отечественных и зарубежных источников по истории развития исторической науки приводятся основные тенденции истории как отрасли научного знания, а также ее особенности в свете влияния постмодернистских тенденций, такие как критика историцистского подхода, отказ от идеи направленности исторического процесса, актуализация идей исторического релятивизма и проблемы соотношения исторического факта и его репрезентации, следствия «лингвистического поворота». Показано, что развитие истории психологии в основном происходит в соответствии с тенденциями развития исторической науки, а именно: здесь также наблюдается поворот в понимании и концептуализации исторического опыта и исторического факта, происходит осознание необходимости пересмотра границ предмета изучения и фокуса исследования, постепенный отказ от позитивистских тенденций и революция в отношении к тексту как историческому материалу. Выделяются специфические особенности истории психологии, обусловленные ее интегрированностью в психологическую науку и характеристиками научного сообщества историков психологии. Также в результате анализа тенденций развития отечественной психологической науки показано, что общим направлением ближайшего развития как для исторической и психологической наук, так и для истории психологии является осознание необходимости концептуализации такого явления, как контекст; а также, несмотря на доминирование в отечественной психологии позитивистских тенденций, выражающихся в первую очередь в стремлении к поиску закономерностей исторического процесса (в данном случае - процесса развития психологического научного знания), были отмечены сдвиги в понимании необходимости расширения предмета исследования и поиска новых философских и методологических оснований.
AB - В статье рассматриваются особенности развития истории психологии в свете общих тенденций развития историографии. Обсуждаются характеристики исторического знания в целом, а также выделяются дискуссионные, проблемные точки в развитии исторической науки; поднимаются вопросы связи истории науки, в частности истории психологии и истории как науки в целом. На материале отечественных и зарубежных источников по истории развития исторической науки приводятся основные тенденции истории как отрасли научного знания, а также ее особенности в свете влияния постмодернистских тенденций, такие как критика историцистского подхода, отказ от идеи направленности исторического процесса, актуализация идей исторического релятивизма и проблемы соотношения исторического факта и его репрезентации, следствия «лингвистического поворота». Показано, что развитие истории психологии в основном происходит в соответствии с тенденциями развития исторической науки, а именно: здесь также наблюдается поворот в понимании и концептуализации исторического опыта и исторического факта, происходит осознание необходимости пересмотра границ предмета изучения и фокуса исследования, постепенный отказ от позитивистских тенденций и революция в отношении к тексту как историческому материалу. Выделяются специфические особенности истории психологии, обусловленные ее интегрированностью в психологическую науку и характеристиками научного сообщества историков психологии. Также в результате анализа тенденций развития отечественной психологической науки показано, что общим направлением ближайшего развития как для исторической и психологической наук, так и для истории психологии является осознание необходимости концептуализации такого явления, как контекст; а также, несмотря на доминирование в отечественной психологии позитивистских тенденций, выражающихся в первую очередь в стремлении к поиску закономерностей исторического процесса (в данном случае - процесса развития психологического научного знания), были отмечены сдвиги в понимании необходимости расширения предмета исследования и поиска новых философских и методологических оснований.
UR - https://psyjournal.spbu.ru/article/view/12544
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47483900
M3 - статья
VL - 11
SP - 312
EP - 325
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
SN - 2658-3607
IS - 4
ER -
ID: 86482555