ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время отношения в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) урегулированы в законодательстве большинства государств, применяющих данный механизм взаимодействия государственных органов и частного бизнеса. Однако правовые условия реализации ГЧП, закрепленные в национальных законах государств о ГЧП, несмотря на сходство, имеют существенные различия. Происходящее на международном уровне преобразование концепции ГЧП, в рамках которого ключевая роль отводится не только экономической выгоде, но и достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР) в целом, порождает новые правовые тенденции в сфере ГЧП и оказывает влияние на правовую регламентацию ГЧП. В условиях растущей интеграции, в том числе правовой, обеспечение оптимального взаимодействия российского законодательства о ГЧП с международными стандартами ГЧП и правовыми основами ГЧП других государств представляется крайне важным. Это обусловило цель исследования, состоящую в идентификации тенденций и лучших зарубежных практик правового регулирования ГЧП и в сопоставлении их с российским законодательством о ГЧП для определения путей его дальнейшего развития. Задачи исследования: определить основные тенденции регулирования ГЧП на международном и национальном уровне в контексте основных недостатков и пробелов российского законодательства о ГЧП; обозначить условия более обоснованного выбора зарубежных моделей правового регулирования ГЧП для совершенствования российского законодательства; обобщить лучшие практики правового регулирования ГЧП на международном уровне и в сопоставимом зарубежном законодательстве; на их основе сформулировать предложения, которые могут быть рассмотрены и использованы при изменении в установленном порядке российского законодательства о ГЧП.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для настоящего исследования послужили российское и зарубежное законодательства о ГЧП, модельные акты и решения международных организаций, оценки Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка в отношении уровня соответствия национального законодательства и международных стандартов ГЧП, а также российские и зарубежные научные труды в сфере ГЧП, материалы судебной и правоприменительной практики. Методологическая основа исследования охватывает общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод, методы дедукции и индукции) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический, интерпретационный) методы познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. По итогам проведенного исследования автор отмечает, что современная международная тенденция регулирования ГЧП в качестве средства достижения ЦУР не нашла своего отражения в российском законодательстве. Гражданско-частное партнерство не закреплено в национальных правовых актах в качестве механизма достижения целей развития России или инструмента осуществления нацпроектов. Подходы к регулированию ключевых для проектов ГЧП отношений по определению объектного состава ГЧП, источников финансирования и возврата инвестиций в проектах ГЧП, условий соглашений о ГЧП, гарантий и мер государственной поддержки ГЧП, способов разрешения споров, возникающих из ГЧП, также не совпадают с международными тенденциями и лучшими зарубежными образцами регулирования этих отношений и нуждаются в оптимизации.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье обосновывается вывод о том, что в целях формирования благоприятной правовой основы ГЧП совершенствование российского законодательства о ГЧП необходимо осуществлять в соответствии с международными и зарубежными тенденциями правового регулирования ГЧП. При этом рассмотрение и выбор моделей правового регулирования ГЧП должны выполняться с учетом факторов, которыми детерминирован механизм правового регулирования ГЧП в разных государствах. К их числу автор относит тип правовой системы государства, его членство в международной и региональной организации, уровень экономического развития страны и степень ее участия в регулировании экономики и частноправовых отношений. Большое значение имеет и уровень соответствия зарубежного законодательства о ГЧП мировым стандартам, устанавливаемым международными организациями. Исходя из этих предпосылок, в статье представлены предложения относительно направлений совершенствования российского законодательства о ГЧП.