DOI

Цель статьи, состоит, с одной стороны, в том, чтобы показать, в какой конкретной связи онтологическая концепция мира М. Хайдеггера находится с таким предшествовавшим ей образцом разработки проблемы мира, как критическая философия Канта. С другой же стороны, показ данной связи служит проблематизации феноменологической концепции мира у Хайдеггера. Для достижения этой цели в статье решаются следующие задачи: (1) реконструируется феноменологическая концепция мира у Хайдеггера на двух уровнях ((a) мир как целостность имения дела и (b) мир как направление трансценденции), (2) реконструируется космологическое понятие мира у Канта в виду интерпретации такового, предложенной Хайдеггером, (3) устанавливаются преемственность и расхождение хайдеггеровской концепции мира и космологического понятия мира Канта в виду понятия трансцендентального идеала в философии последнего. В ходе решения этих задач установлено следующее. (1) Мир у Хайдеггера первоначально тематизируется как условие возможности целостности имения дела с подручным сущим, при этом в более фундаментальном смысле мир трактуется им как направление горизонта трансценденции человеческого Dasein вообще и в качестве такового мыслится как предельный горизонт экзистентно возможного. (2) Кант понимает мир как идею разума, а именно как тотальность явлений, формируемую на основе универсального гипотетического синтеза безусловного. От этого понятия следует отличать кантовское понятие морального мира. (3) И у Канта, и у Хайдеггера мир трактуется как априорная целостность, которая – в каждом случае определенным образом – предполагает присутствие человеческого существа. (4) Хайдеггеровское понятие мира как направления трансценденции имеет также функции, которые в философии Канта приписываются понятию совокупности всего возможного, соответственно, не миру как тотальности явлений, а тотальности всех предметов мысли вообще (трансцендентальному идеалу). Поэтому Хайдеггер считает, что полное определение понятия мира у Канта может быть достигнуто только в виду понятия трансцендентального идеала. (5) Хайдеггер пытается преодолеть ограниченность кантовской теории мира в космологическом смысле наличностью за счет первичной тематизации мира из употребления подручного сущего. Для Хайдеггера это еще и путь для выявления общего онтологического основания единства и взаимосвязи космологического и морального понятий мира у Канта.
Переведенное названиеThe conceptions of the world in the critical philosophy of kant and fundamental ontology of heidegger
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)273-296
Число страниц24
ЖурналHorizon, Fenomenologiceskie Issledovania
Том7
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 20 дек 2018

    Области исследований

  • Direction of transcendence, Heidegger, Involvement, Kant, The sum-total of all possibilities, Totality of appearances, Transcendental ideal, World

    Предметные области Scopus

  • Философия

ID: 41767290