Статья посвящена изучению эпистолярного наследия Николая Ивановича
Зибера (1844–1888), представителя классической политической экономии,
последователя Рикардо и Маркса. Поскольку личного архива Зибера не сохранилось,
наследие представлено в 22 письмах, которые он адресовал преимущественно из
Европы Петру Лаврову, Розалии Идельсон, Петру Кропоткину, Павлу Аксельроду
и своим ближайшим друзьям и коллегам – Александру Чупрову и Ивану Янжулу.
Собранные вместе из архивных хранилищ Петербурга, Москвы и Амстердама
письма Зибера проливают свет на круг его корреспондентов, характер отношений
с издателями и редакторами, делают яснее ряд вопросов, касающихся его
теоретического наследия. В контексте дискуссии о характере марксизма Зибера
письма усиливают ту позицию, согласно которой он был последовательным
теоретическим марксистом и приверженцем классической политической
экономии. Крайне важными оказываются подробности, связанные с публикацией
книги «Очерки первобытной экономической культуры». Для исследователей
оставалось не совсем ясным: почему Зибер нигде не вводит понятие «экономическая
культура» и практически не пользуется им в самой работе. Переписка с Янжулом
четко прояснила, что автор предлагал другое название – «Экономия и право
первобытного общества». Такое название строго соответствует логике книги,
поскольку в ней прежде всего сопоставляются две тесно связанные сферы эволюции
первобытного, догосударственного общества: экономические институты и
правовые отношения. В целом письма Зибера косвенно подтвердили тезисы о том,
что был последовательным марксистом до появления марксизма и экономистом-
антропологом до появления экономической антропологии.