Демократия в настоящее время означает не только конкретные параметры внутригосударственного политического, социального и экономического развития, но и превратилась в инструмент идентификации «своих» и «чужих» для США и ряда других государств так называемого Западного мира. Кроме того, международное право, называя проблему прав человека важнейшей для демократизации мира, обозначает возможность вмешательства заинтересованных государств во внутренние дела других стран. Ведущую роль в этом процессе играют США, что объясняет необходимость обращения к примерам стратегии и внешней политики США. Демократия, являясь основой внешнеполитических стратегий США, позволяет поддерживать солидарность евроатлантического блока и противопоставлять его так называемым «недемократическим» странам. Так демократия превращается в комплексный инструмент, который позволяет США решать сразу несколько задач: проводить разделение между государствами, влиять на внутреннюю политику других государств, изменять свои позиции на международной арене, распространять свои ценности, скрывать свои внешнеполитических цели, облекая их в «демократические одежды». США, полагая себя образцом демократического государства, идентифицируя прочие страны как своих союзников или недругов, заодно наделяет их статусом «демократических» или «недемократических», или в случае необходимости избегая подобного обозначения (в случае с Саудовской Аравией). Подобный подход отражен не только в исследованиях различных авторов, но и во внешнеполитических стратегиях США. В отечественной науке фактор концепта демократии не рассматривался в контексте развития международных отношений.