Standard

Оценка мотивации потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА). / Трусова, Анна Владимировна; Березина, Анна Андреевна; Гвоздецкий, Антон Николаевич; Климанова, Светлана Георгиевна.

в: ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА, Том 57, № 4, 2021, стр. 76-85.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c493aba97cfa4bedace577a1f5d12adb,
title = "Оценка мотивации потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА)",
abstract = "Опросник мотивации потребления алкоголя (МПА), разработaнный В.Ю. Завьяловым, является широко распространенным психометрическим инструментом для изучения мотивации употребления алкоголя у русскоязычных пациентов с алкогольной зависимостью как в исследовательских, так и практических целях. Цель исследования—анализ психометрических характеристик опросника МПА. Проведенный психометрический анализ показывает, что факторная структура опросника МПА В.Ю. Завьялова значимо отличается от заявленной в оригинале. Результаты статистического анализа позволили выделить три значимых кластера. Кластер А составили шкалы социально обусловленной триады—традиционные, субмиссивные и псевдокультуральные мотивы. В это кластер также частично вошли гедонистические мотивы (2 пункта из 5) и мотивы самоповреждения (1 пункт из 5). Кластер Б составили шкалы личностной и патологической триад—абстинентные, атарактические и гиперактивационные мотивы. Также частично вошли гедонистические (3 пункта из 5) и аддиктивные мотивы (4 пункта из 5). В кластер В вошли мотивы самоповреждения (4 пункта из 5) и похмельные (аддиктивные) мотивы (1 пункт из 4). Согласно полученным данным, опросник МПА не может измерять мотивацию потребления алкоголя так, как рассчитывают исследователи и клиницисты, опираясь на «ключ» оригинальной методики. Будущие работы по модификации опросника МПА должны опираться на результаты, полученные в последнее время в нейрофизиологических и клинико-психофармакологических исследованиях в области мотивации употребления алкоголя, и включать пересмотр пунктов опросника, разработку статистически обоснованной градации уровней выраженности мотивов потребления алкоголя, валидизацию версии опросника МПА у женщин.",
keywords = "мотивация употребления алкоголя, МПА, алкогольная зависимость,, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА",
author = "Трусова, {Анна Владимировна} and Березина, {Анна Андреевна} and Гвоздецкий, {Антон Николаевич} and Климанова, {Светлана Георгиевна}",
note = "Трусова А.В., Березина А.А., Гвоздецкий А.Н., Климанова С.Г. Оценка мотива- ции потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2021; 57:4:76-85. http//doi.org/10.31363/2313-7053-2021-4-76-85",
year = "2021",
doi = "10.31363/2313-7053-2021-57-4-76-85",
language = "русский",
volume = "57",
pages = "76--85",
journal = "ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА",
issn = "2313-7053",
publisher = "Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Оценка мотивации потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА)

AU - Трусова, Анна Владимировна

AU - Березина, Анна Андреевна

AU - Гвоздецкий, Антон Николаевич

AU - Климанова, Светлана Георгиевна

N1 - Трусова А.В., Березина А.А., Гвоздецкий А.Н., Климанова С.Г. Оценка мотива- ции потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2021; 57:4:76-85. http//doi.org/10.31363/2313-7053-2021-4-76-85

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Опросник мотивации потребления алкоголя (МПА), разработaнный В.Ю. Завьяловым, является широко распространенным психометрическим инструментом для изучения мотивации употребления алкоголя у русскоязычных пациентов с алкогольной зависимостью как в исследовательских, так и практических целях. Цель исследования—анализ психометрических характеристик опросника МПА. Проведенный психометрический анализ показывает, что факторная структура опросника МПА В.Ю. Завьялова значимо отличается от заявленной в оригинале. Результаты статистического анализа позволили выделить три значимых кластера. Кластер А составили шкалы социально обусловленной триады—традиционные, субмиссивные и псевдокультуральные мотивы. В это кластер также частично вошли гедонистические мотивы (2 пункта из 5) и мотивы самоповреждения (1 пункт из 5). Кластер Б составили шкалы личностной и патологической триад—абстинентные, атарактические и гиперактивационные мотивы. Также частично вошли гедонистические (3 пункта из 5) и аддиктивные мотивы (4 пункта из 5). В кластер В вошли мотивы самоповреждения (4 пункта из 5) и похмельные (аддиктивные) мотивы (1 пункт из 4). Согласно полученным данным, опросник МПА не может измерять мотивацию потребления алкоголя так, как рассчитывают исследователи и клиницисты, опираясь на «ключ» оригинальной методики. Будущие работы по модификации опросника МПА должны опираться на результаты, полученные в последнее время в нейрофизиологических и клинико-психофармакологических исследованиях в области мотивации употребления алкоголя, и включать пересмотр пунктов опросника, разработку статистически обоснованной градации уровней выраженности мотивов потребления алкоголя, валидизацию версии опросника МПА у женщин.

AB - Опросник мотивации потребления алкоголя (МПА), разработaнный В.Ю. Завьяловым, является широко распространенным психометрическим инструментом для изучения мотивации употребления алкоголя у русскоязычных пациентов с алкогольной зависимостью как в исследовательских, так и практических целях. Цель исследования—анализ психометрических характеристик опросника МПА. Проведенный психометрический анализ показывает, что факторная структура опросника МПА В.Ю. Завьялова значимо отличается от заявленной в оригинале. Результаты статистического анализа позволили выделить три значимых кластера. Кластер А составили шкалы социально обусловленной триады—традиционные, субмиссивные и псевдокультуральные мотивы. В это кластер также частично вошли гедонистические мотивы (2 пункта из 5) и мотивы самоповреждения (1 пункт из 5). Кластер Б составили шкалы личностной и патологической триад—абстинентные, атарактические и гиперактивационные мотивы. Также частично вошли гедонистические (3 пункта из 5) и аддиктивные мотивы (4 пункта из 5). В кластер В вошли мотивы самоповреждения (4 пункта из 5) и похмельные (аддиктивные) мотивы (1 пункт из 4). Согласно полученным данным, опросник МПА не может измерять мотивацию потребления алкоголя так, как рассчитывают исследователи и клиницисты, опираясь на «ключ» оригинальной методики. Будущие работы по модификации опросника МПА должны опираться на результаты, полученные в последнее время в нейрофизиологических и клинико-психофармакологических исследованиях в области мотивации употребления алкоголя, и включать пересмотр пунктов опросника, разработку статистически обоснованной градации уровней выраженности мотивов потребления алкоголя, валидизацию версии опросника МПА у женщин.

KW - мотивация употребления алкоголя

KW - МПА

KW - алкогольная зависимость,

KW - ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

U2 - 10.31363/2313-7053-2021-57-4-76-85

DO - 10.31363/2313-7053-2021-57-4-76-85

M3 - статья

VL - 57

SP - 76

EP - 85

JO - ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

JF - ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

SN - 2313-7053

IS - 4

ER -

ID: 91651754