Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Оценка мотивации потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА). / Трусова, Анна Владимировна; Березина, Анна Андреевна; Гвоздецкий, Антон Николаевич; Климанова, Светлана Георгиевна.
в: ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА, Том 57, № 4, 2021, стр. 76-85.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Оценка мотивации потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА)
AU - Трусова, Анна Владимировна
AU - Березина, Анна Андреевна
AU - Гвоздецкий, Антон Николаевич
AU - Климанова, Светлана Георгиевна
N1 - Трусова А.В., Березина А.А., Гвоздецкий А.Н., Климанова С.Г. Оценка мотива- ции потребления алкоголя: психометрические характеристики опросника В.Ю. Завьялова (МПА) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2021; 57:4:76-85. http//doi.org/10.31363/2313-7053-2021-4-76-85
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Опросник мотивации потребления алкоголя (МПА), разработaнный В.Ю. Завьяловым, является широко распространенным психометрическим инструментом для изучения мотивации употребления алкоголя у русскоязычных пациентов с алкогольной зависимостью как в исследовательских, так и практических целях. Цель исследования—анализ психометрических характеристик опросника МПА. Проведенный психометрический анализ показывает, что факторная структура опросника МПА В.Ю. Завьялова значимо отличается от заявленной в оригинале. Результаты статистического анализа позволили выделить три значимых кластера. Кластер А составили шкалы социально обусловленной триады—традиционные, субмиссивные и псевдокультуральные мотивы. В это кластер также частично вошли гедонистические мотивы (2 пункта из 5) и мотивы самоповреждения (1 пункт из 5). Кластер Б составили шкалы личностной и патологической триад—абстинентные, атарактические и гиперактивационные мотивы. Также частично вошли гедонистические (3 пункта из 5) и аддиктивные мотивы (4 пункта из 5). В кластер В вошли мотивы самоповреждения (4 пункта из 5) и похмельные (аддиктивные) мотивы (1 пункт из 4). Согласно полученным данным, опросник МПА не может измерять мотивацию потребления алкоголя так, как рассчитывают исследователи и клиницисты, опираясь на «ключ» оригинальной методики. Будущие работы по модификации опросника МПА должны опираться на результаты, полученные в последнее время в нейрофизиологических и клинико-психофармакологических исследованиях в области мотивации употребления алкоголя, и включать пересмотр пунктов опросника, разработку статистически обоснованной градации уровней выраженности мотивов потребления алкоголя, валидизацию версии опросника МПА у женщин.
AB - Опросник мотивации потребления алкоголя (МПА), разработaнный В.Ю. Завьяловым, является широко распространенным психометрическим инструментом для изучения мотивации употребления алкоголя у русскоязычных пациентов с алкогольной зависимостью как в исследовательских, так и практических целях. Цель исследования—анализ психометрических характеристик опросника МПА. Проведенный психометрический анализ показывает, что факторная структура опросника МПА В.Ю. Завьялова значимо отличается от заявленной в оригинале. Результаты статистического анализа позволили выделить три значимых кластера. Кластер А составили шкалы социально обусловленной триады—традиционные, субмиссивные и псевдокультуральные мотивы. В это кластер также частично вошли гедонистические мотивы (2 пункта из 5) и мотивы самоповреждения (1 пункт из 5). Кластер Б составили шкалы личностной и патологической триад—абстинентные, атарактические и гиперактивационные мотивы. Также частично вошли гедонистические (3 пункта из 5) и аддиктивные мотивы (4 пункта из 5). В кластер В вошли мотивы самоповреждения (4 пункта из 5) и похмельные (аддиктивные) мотивы (1 пункт из 4). Согласно полученным данным, опросник МПА не может измерять мотивацию потребления алкоголя так, как рассчитывают исследователи и клиницисты, опираясь на «ключ» оригинальной методики. Будущие работы по модификации опросника МПА должны опираться на результаты, полученные в последнее время в нейрофизиологических и клинико-психофармакологических исследованиях в области мотивации употребления алкоголя, и включать пересмотр пунктов опросника, разработку статистически обоснованной градации уровней выраженности мотивов потребления алкоголя, валидизацию версии опросника МПА у женщин.
KW - мотивация употребления алкоголя
KW - МПА
KW - алкогольная зависимость,
KW - ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
U2 - 10.31363/2313-7053-2021-57-4-76-85
DO - 10.31363/2313-7053-2021-57-4-76-85
M3 - статья
VL - 57
SP - 76
EP - 85
JO - ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА
JF - ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА
SN - 2313-7053
IS - 4
ER -
ID: 91651754