Представлены особенности речевого поведения матерей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна (СД). Проведён перцептивный, фонетический, инструментальный спектрографический анализ речи матерей и анализ невербального поведения в 20 диадах «мать – ребёнок с СД» в возрасте детей 4–7 лет. Определены особенности взаимодействия матерей с детьми с СД и выявлены стратегии речевого взаимодействия, связанные с высоким и низким уровнем сформированности речи у ребёнка. Матери делают длинные паузы между фразами, их речь
эмоциональна, они повторяют вопрос или одинаковые слова при взаимодействии с ребёнком, обращаются к ребёнку по имени. Повторение матерью вопросов или одинаковых слов, слов, сказанных
ребёнком, связано с чёткой артикуляцией ребенка, употреблением слов и фраз в его ответных репликах. Использование матерью грамматически простой речи, выделение голосом отдельных слов коррелирует с
низким уровнем сформированности речи ребёнка, когда речь ребёнка невнятна и он повторяет части реплики матери. Поведение матери, организованное с учётом речевых и когнитивных возможностей
ребёнка, не всегда приводит к прогрессу в его речевом развитии. Полученные данные могут быть полезны родителям и воспитателям детей с СД.