В статье предпринимается попытка сравнительного анализа стратегий противодей- ствия Ирана и России экономическим санкциям как современному внешнеполитическому средству принуждения. Автор исходит из неприемлемости и нелегитимности санкцион- ных режимов, установленных США и их сателлитами без решения Совета Безопасности ООН. Подчеркивается, что санкции направлены на ограничение или влияние на суве- ренитет и суверенный политический курс при помощи мер экономического характера, дестабилизацию политической системы и изменение политического курса государства, политического режима. В формировании современной российской политики противо- действия санкционному давлению возможно и необходимо учитывать не только отече- ственный опыт, но и практику других государств, в частности Ирана, находящегося под действием санкций на протяжении нескольких десятков лет. В стратегии противодействия Ирана экономическим санкциям представляют интерес методы экономической мобили- зации, способы диверсификации экспорта и импорта, внешних отношений государства, поиска новых партнеров, особенности деятельности государства по организации импор- тозамещения. Признавая перспективу сохранения и существенный ущерб, наносимый экономическими санкциями, в статье делается вывод о необходимости диверсификации внешних связей государства. Называются приоритеты в политике противодействия санк- циям: развитие международной торговли, создание альтернативных финансовых систем расчетов, импортозамещение, создание эффективной развитой экономики c высоким запасом прочности.