Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья в журнале по материалам конференции › Рецензирование
Политическая экономия и правовое обеспечение цифровых платформ: сотрудничество и конфликт. / Рудоквас, Антон Дмитриевич; Терехов, Андрей Николаевич; Ткаченко, Станислав Леонидович.
в: Правоведение, Том 69, № 1, 24.05.2025, стр. 150-175.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья в журнале по материалам конференции › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Политическая экономия и правовое обеспечение цифровых платформ: сотрудничество и конфликт
AU - Рудоквас, Антон Дмитриевич
AU - Терехов, Андрей Николаевич
AU - Ткаченко, Станислав Леонидович
N1 - Рудоквас А. Д., Терехов А. Н., Ткаченко С. Л. Политическая экономия и правовое обеспечение цифровых платформ: сотрудничество и конфликт // Правоведение . 2025 . Т . 69, № 1 . С . 150–175 . https://doi .org/10 .21638/spbu25 .2025 .108
PY - 2025/5/24
Y1 - 2025/5/24
N2 - Статья рассматривает феномен становления и развития цифровых платформ как зарождающегося пространства сотрудничества и конкуренции структур частного бизнеса и государственного управления в различных уголках планеты, прежде всего в Европе, Северной Америке и Азиатско- Тихоокеанском регионе, и правовые проблемы обеспечения данного процесса . Авторы выделяют два подхода к определению цифровых платформ: функциональный и политико- экономический . В рамках первого объектом изучения являются экономические, социальные и политические взаимодействия, возникающие вследствие цифровой трансформации различных отраслей экономики . Второй, политико- экономический, подход в качестве объекта исследования определяет пространство взаимодействия власти и бизнеса, в рамках которого для обеспечения технологического суверенитета и защиты экономических интересов отдельного государства или межгосударственного интеграционного объединения используются находящиеся в распоряжении структур государственного управления и/или национального бизнеса информационно- коммуникационные технологии (далее — ИКТ) . В современную эпоху и на достаточно долгую историческую перспективу обеспечить необходимые условия для решения задач создания и развития цифровых платформ способны лишь суверенные государства, их структуры управления . Они обладают не только ресурсами, которых зачастую нет для достижения этих целей у частного бизнеса . В распоряжении правительств есть законное право действовать в сфере высоких технологий в высших интересах национальной безопасности, а также сила всей государственной машины, способной добиться поставленной цели, даже несмотря на сопротивление оппонентов или открытых противников . Формирование международной системы цифровых платформ невозможно без ясно выраженной политической воли суверенных государств . Их сообществу характерна иерархическая структура, при этом у отдельных стран, признанных международным правом суверенными, нет права вето на глобальные проекты, к числу которых относятся пронизывающая всю мировую экономику индустрия ИКТ и формирующие ее «снизу вверх» цифровые платформы . Три крупнейшие современные цифровые платформы (европейская, американская и китайская) строятся на различных политико- правовых основаниях, поэтому их взаимодействие является сочетанием сотрудничества и конфликта. Первое преобладает, когда рассматриваемые ниже три платформы дополняют друг друга и используются для выстраивания взаимовыгодных цепочек добавленной стоимости . А конфликты возникают тогда, когда эти платформы вступают во фронтальное столкновение из-за продвижения собственных уникальных технологий, а также при разделе рынков в других частях планеты.
AB - Статья рассматривает феномен становления и развития цифровых платформ как зарождающегося пространства сотрудничества и конкуренции структур частного бизнеса и государственного управления в различных уголках планеты, прежде всего в Европе, Северной Америке и Азиатско- Тихоокеанском регионе, и правовые проблемы обеспечения данного процесса . Авторы выделяют два подхода к определению цифровых платформ: функциональный и политико- экономический . В рамках первого объектом изучения являются экономические, социальные и политические взаимодействия, возникающие вследствие цифровой трансформации различных отраслей экономики . Второй, политико- экономический, подход в качестве объекта исследования определяет пространство взаимодействия власти и бизнеса, в рамках которого для обеспечения технологического суверенитета и защиты экономических интересов отдельного государства или межгосударственного интеграционного объединения используются находящиеся в распоряжении структур государственного управления и/или национального бизнеса информационно- коммуникационные технологии (далее — ИКТ) . В современную эпоху и на достаточно долгую историческую перспективу обеспечить необходимые условия для решения задач создания и развития цифровых платформ способны лишь суверенные государства, их структуры управления . Они обладают не только ресурсами, которых зачастую нет для достижения этих целей у частного бизнеса . В распоряжении правительств есть законное право действовать в сфере высоких технологий в высших интересах национальной безопасности, а также сила всей государственной машины, способной добиться поставленной цели, даже несмотря на сопротивление оппонентов или открытых противников . Формирование международной системы цифровых платформ невозможно без ясно выраженной политической воли суверенных государств . Их сообществу характерна иерархическая структура, при этом у отдельных стран, признанных международным правом суверенными, нет права вето на глобальные проекты, к числу которых относятся пронизывающая всю мировую экономику индустрия ИКТ и формирующие ее «снизу вверх» цифровые платформы . Три крупнейшие современные цифровые платформы (европейская, американская и китайская) строятся на различных политико- правовых основаниях, поэтому их взаимодействие является сочетанием сотрудничества и конфликта. Первое преобладает, когда рассматриваемые ниже три платформы дополняют друг друга и используются для выстраивания взаимовыгодных цепочек добавленной стоимости . А конфликты возникают тогда, когда эти платформы вступают во фронтальное столкновение из-за продвижения собственных уникальных технологий, а также при разделе рынков в других частях планеты.
KW - цифровая платформа
KW - ИКТ-индустрия
KW - интеллектуальная собственность
KW - персональные данные
UR - https://pravovedenie.spbu.ru/article/view/21766
U2 - 10.21638/spbu25.2025.10
DO - 10.21638/spbu25.2025.10
M3 - статья в журнале по материалам конференции
VL - 69
SP - 150
EP - 175
JO - ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПРАВОВЕДЕНИЕ
JF - ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПРАВОВЕДЕНИЕ
SN - 2658-6037
IS - 1
T2 - Юбилейный Х Петербургский международный юридический форум
Y2 - 29 June 2022 through 1 July 2022
ER -
ID: 135888445