Документы

  • 2019_05

    2,4 MB, Документ PDF

DOI

Статья посвящена анализу функционирования в поэзии Ломоносова фигуры полиптота - одного из приемов, восходящего к классической риторической традиции. В узком смысле полиптот - это повтор имени в разных падежах и предложно-падежных формах. Как узнаваемый элемент одического стиля Ломоносова полиптот пародировался А. П. Сумароковым в его «Вздорных одах». В статье рассмотрены примеры использования полиптотов в одах Ломоносова - от оды «Первые трофеи Иоанна III» (1741) до «Оды Елисавете Петровне на день тезоименитства» (1759). Фигура полиптота («наклонения») описана Ломоносовым в его главном риторическом трактате - в «Кратком руководстве к красноречию» (1748). Анализ его торжественных од демонстрирует несоответствие сформулированных и реализованных принципов поэтики: полиптоты используются прежде всего не для контраста (как заявлено в «Кратком руководстве»), а для создания гиперболического контекста - при изображении войны, природных катастроф (наводнения, бури), восторженно-исступленного состояния одического поэта, народного ликования. В статье прослеживаются особенности употребления полиптотов в послеломоносовской одической поэзии (на примере творчества В. П. Петрова). Петров вслед за Ломоносовым преимущественно использует эту риторическую фигуру в «героических» батальных сценах.
Переведенное названиеON ONE RHETORICAL FIGURE IN M. V. LOMONOSOV’S SOLEMN ODES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)107-115
Число страниц9
ЖурналРусская речь
Номер выпуска5
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • торжественная ода, РИТОРИКА, ПОЛИПТОТ, М. В. ЛОМОНОСОВ, В. П. Петров

ID: 49336406