Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы
История становления и развития подготовки конфликтологов в Институте философии СПбГУ. / Стребков, Александр Иванович.
2020. Реферат от Всероссийский круглый стол с международным участием, посвященный 80-летию воссоздания философского факультета "Философские традиции Института философии", Санкт-Петербург, Российская Федерация.Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы
}
TY - CONF
T1 - История становления и развития подготовки конфликтологов в Институте философии СПбГУ
AU - Стребков, Александр Иванович
PY - 2020/11/19
Y1 - 2020/11/19
N2 - Конечно становление ООП по направлению подготовки конфликто-логов на философском факультете не происходило в отрыве от процессов просветительской и исследовательской деятельности в области конфликто-логии, охвативших постсоветскую Россию 90-х годов прошлого века. Об этом весьма подробно пишут в своей работе неоднократно переизданной Анцупов А.Я и Прошанов С.П. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. – Москва: Проспект, 2018. -448 с.Зарождение и становление первых отечественных научно-просветительских сообществ связано с деятельностью с Советского, а затем Российского комитета защиты мира. Миссию изучения и распространения мирового опыта разрешения конфликтов взял на себя Советский комитет защиты мира (ныне, Федерация мира и согласия). Начиная с 1989 года Ко-митет стал приглашать в Москву специалистов по разрешению конфликтов из разных стран. В период с 1991 по 1993 год в Москве активно работала “Школа конфликтолога” на которую собирались представители всех рес-публик Советского Союза (Карпенко, 2001). С 1989 по 1992 годы одной из первых на территории Российской Федерации организаций проблемами со-циальных конфликтов начала заниматься Российская ассоциация конфлик-тологов-миротворцев (РАКМ), как общественная независимая организация (г. Москва под руководством Президента ассоциации В.М. Шаленко). Ос-новной задачей организации стало просветительство ученых-обществоведов, формами обучения являлись 1-2 недельные семинары, кото-рые проводились при содействии зарубежных благотворительных органи-заций, имеющих опыт в урегулировании проблемных и конфликтных ситу-аций.Зарубежные организации приняли активное участие в продвижении конфликтологии в стране. В 1991 году Британская организация квакеров в 1991 году при финансовой поддержки и инициативе Британской организа-ции «Международная тревога» проводит двухнедельное практическое заня-тие на Северном Кавказе с местным населением. Австрийская школа кон-фликтологов (Х. Корнелиус и Ш. Фэйер), там же занималась обучению навыкам посредничества, а их книга, переведенная на русский язык «Выиг-рать может каждый», явилась одним из первых руководств по предупре-ждению и урегулированию социальных конфликтов в России. Около 130 человек прошли первичное обучение по конфликтологической проблемати-ки под эгидой Британской и Австралийской конфликтологических школ в 1990-1992 годах. Основными регионами приложения своих усилий данные организации почему-то избрали Северный Кавказ, где противостояние набирало силу и вылилось в конфликт с серьезными для страны послед-ствиями. А деятельность британский квакерров на ниве миротворчества, позволило получить в 1995 году официальный статус московскому месяч-ному собранию Друзей (квакеров), а затем в Санкт-Петербурге, Казане и Барнауле. И конечно конфликтология как и многое другое в постсоветсую Рос-сию привнесена американцами. Именно американские медиаторы одними из первых появились в конце 80-х годов в Советском Союзе. Американская программа TRAC – 11 (Гражданская дипломатия) была предшественником медиационных программ в России. Ее участник John Marks являлся видным американским медиатором. В ноябре 1989 года по предложению советских властей медиаторы John Marks, Ray Shonholtz и John McDonald прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации, в де-кабре в Санкт-Петербург с лекциями приехал William Lincoln, с легкой ру-ки которого начался процесс становления в последующем и образователь-ной программы по конфликтологии в СПбГУ. Но об этом чуть позже. В марте 1990 года по приглашению Комитета защиты мира в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов: John Marks, William Lincoln, Ray Shonholtz, John McDonald, Chris Moore, Gail Sadala, Arthur Freedman. Поездку организовала американская организация Search for Common Ground (Поиск общих путей) на средства Федерального Института мира (USIP, United States Institute of Peace) при американском правитель-стве. Это был самый представительный американский Форум в России. Не-сколько секций рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, теории конфликтов, технологии медиации (Карпенко, 2001). Дальнейшая активность медиаторов из США в России происходила несколькими путями: через государственные органы и через общественные организации. Начиная с осени 1990 года группа американских медиаторов из AFL-CIO из Американской федерации труда – Конгресс производствен-ных профсоюзов ( American Federation of Labor and Congress of International Organisations of Labor), совместно с Федеральной службой посредничества и примирения (FMCS - Federal Mediation and Conciliation Service) и россий-скими коллегами разрабатывали Закон о порядке разрешении коллектив-ных трудовых споров (20.10.1995) в России. Закон впервые зафиксировал и ввел понятие посредника, службы по урегулированию коллективных трудо-вых споров (Карпенко, 2001). В это же время интерес к конфликтологической проблематики начи-нает проявляться в среде отечественных ученых-обществоведов. В ноябре 1992 года по инициативе Отделения философии, социологии, психологии и права РАН состоялось совещание ученых, специалистов в области обще-ственных наук, на котором обсуждались теоретико-методологические про-блемы исследования конфликтов, с основным докладом на котором высту-пил В.Н. Кудрявцев, академик-секретарь отделения философии, социоло-гии, психологии и права РАН. На этом новом направлении исследователь-ских работ возникают вопросы интеграции различных научных подходов, обобщения эмпирического материала, разработки прогнозов, программ практического действия, способного предотвращать обострение конфлик-тов, разрешать их в расчете на конструктивные результаты. Там же заявля-лось о том, что есть определенные основания для образования российской конфликтологии, и в центре внимания на совещании были именно те зада-чи которые встают в связи с этим перед специалистами . В 1992 году по инициативе В.Н. Кудрявцева создается Центр кон-фликтологии отделения общественных наук, который возглавил член-корреспондент РАН Г.В. Шахназаров. Основной задачей Центра отделения общественных наук РАН была задача объединения и координации работы исследовательских групп в институтах РАН (социологии, философии, госу-дарства и права, психологии, социально-политических исследований, срав-нительной политологии). В 1993 году работу Центра возглавил вице-президент РАН В.Н. Кудрявцев, а в 1998 году, вплоть до его упразднения в 2016 году – член-корреспондент А.В. Дмитриев. В том же 1992 году созда-ется Центр конфликтологии в Институте социологии РАН по инициативе Е.И. Степанова и при поддержке А.В. Дмитриева, деятельность которого была направлена на проведение теоретических и прикладных исследований конфликтов, а также создание широких научных связей с научными и учебными заведениями России, сотрудничество с центральными и местны-ми органами государственной власти и управления в различных регионах страны. Этот Центр за 24 года своего существования проделал немаловаж-ную работу в создании связей с учебными заведениями России, после того как получила свое существование университетская подготовка специали-стов в области аналитики и урегулирования конфликтов, начавшаяся на философском факультете СПбГУ в 1999 году. Вместо прекратившего свою работу Центра конфликтологии Института социологии РАН в 2006 году был создан Центр региональной социологии и конфликтологии (руководи-тель доктор социологических наук, профессор Маркин Валерий Василье-вич). Также надо отдать должное Центру конфликтологии ИС РАН в про-движении теоретических оснований конфликтологии, изданием серии те-матических выпусков «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирова-ния, технологии решения», явившиеся серьезным вкладом в развитие оте-чественной конфликтологии, а издание выпуска 2001 года, вообще получи-ло широкое признание и было названо в последующем «красной книгой конфликтолога». Этот Центр создал региональную сеть филиалов в Астра-хани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Ставрополе (Анцупов, Прошанов, 2018).Под эгидой Центра конфликтологии Отделения общественных наук РАН и Центра конфликтологии Института социологии РАН в 2000 году со-здается Международная ассоциация конфликтологов (МАК) – добровольное объединение общественных организаций и центров в России, СНГ, других стран, работающих над изучением, разрешением и предупреждением соци-альных конфликтов в интересах мира и сотрудничества. Президентом из-бран доктор философских наук Е.И. Степанов, руководитель Центра кон-фликтологии Института социологии РАН (Анцупов, Прошанов, 2018).В 1997 году при Институте социологии РАН и Российского общества социологов при поддержке ведущих социологов Т.М. Дридзе, В.С. Дудчен-ко, В.А. Ядова и В.А. Мансурова создается по инициативе Л.Н. Цой Мос-ковская школа конфликтологии (МШК), действующая и специализирующа-яся на разрешении градостроительных конфликтов (Сайт МШК, 2020).В 1999 году в г. Казани под эгидой ЮНЕСКО основывается Институт культуры мира (директор института – Тагиров Э.Р.), первое в мире уни-версальное научно-исследовательское, образовательное и информационно методическое учреждение, имеющее своей целью научную разработку про-блем культуры мира, толерантности, согласия и диалога цивилизаций, под-готовку кадров миротворцев -конфликтологов, а также всестороннее разви-тие и содействие распространению идей культуры мира (Анцупов, Проша-нов, 2018).Институциализация конфликтологии в Санкт-Петербурге берет свое начало с учреждения общественной организации Российско-Американская программа по конфликтологии. В 1993 году в Санкт-Петербурге создается межрегиональное общественное движение (МОД) «Конфликтологический форум», задачей которого было содействие разработкам и внедрению но-вейших технологий в области разрешения и управления конфликтами. Фо-рум появился под эгидой общественной Российско-Американской про-граммы по конфликтологии (содиректоры - А.Д. Карпенко с российской стороны, с американской – Б. Линкольн), созданной в марте 1992 года, ко-торая сыграла большую роль в развитии отечественного медиаторства (Кар-пенко, 2001). Она же учреждает первый в России Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов, при социологическом факультете СПбГУ, преобразованный в последующем в Центр развития посредничества в пере-говорах и разрешения конфликтов. В 1997 году создается система Агентств конфликтологического консультирования в трех административных райо-нах Санкт-Петербурга (Анцупов, Прошанов, 2018). К концу 2000 года в Санкт-Петербурге было проведено около 400 медиаций с успешностью –90% случаев и соблюдением соглашений в 89% случаев. Заслуга програм-мы в том, что она сумела адаптировать американские методы медиаторства к российской (постсоветской) культуре, разработать свой курс обучения и получить признание американских профессиональных медиаторских орга-низаций (Карпенко, 2001). Все что нами сказано относится в основном к периоду становления организационно-пространственных основ создания и реализации основной образовательной программы по направлению подготовки конфликтология уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, которая имеет также свою предысторию, связанную с философским факультетом, а сегодня Ин-ститутом философии СПбГУ, 80 лет которых мы отмечаем. Впервые в Рос-сии подготовку конфликтологов высшего образования (бакалавриат) начал философский факультет Санкт-Петербургского университета совместно с Российско-Американской программой по конфликтологии в 1994 году (Карпенко, 2001). И в этом большая заслуга содиректора с американской стороны Б. Ликольна, личная благотворительная деятельность которого дала толчок в становлении образовательной программы по конфликтологии на философском факультете. Он писал в одной из своих статей в журнале «Конфликтология – теория и практика в 2004 году: «Теория и практика неразрывно связаны между собой. Существование конфликтологии трудно представить без возможности практического использования теории и мето-дологии. Практика делает эту научную дисциплину состоятельной. В тоже время конфликтология обеспечивает практику:•более широким мульти-междисциплинарным знанием;•исследованием объективных эволюционных процессов развития практических методов, а также созданием устойчивого ин-струментария и критериев работы практикующих конфликтологов» (см.: Конфликтология – теория и практика, №3 (4) – декабрь 2004. С. 121.)На факультете в 1994-1997 годах подготовка конфликтологов сначала велась в рамках философско-политологической школы философского фа-культета, а с 1997 года как специализация в рамках подготовки бакалавров по направлению «Политология». В 1999 году усилиями сотрудников фило-софского факультета, в первую очередь декана, профессора Ю.Н. Солонина, при активной поддержке ректора СПбГУ Л.А. Вербицкой, заместителя председателяпремьера Правительства РФ В.И. Матвиенко и министра Ми-нистерства национальной политики РФ Р.Г. Абдулатипова, Министерство образования РФ в экспериментальном порядке открыло подготовку по направлению «Конфликтология», а с 2003 года, после выхода из экспери-мента по подготовке бакалавров, в действующем порядке, была продолжена подготовка бакалавров и открыта подготовка магистров конфликтологов. Неоценимую услугу для развития конфликтологии оказала руководитель гуманитарного образования Министерства Т.Э. Петрова (Дудник, Кузне-цов, 2020). Необходимо отметить, что без деятельной и организационной поддержки С.И. Дудника, тогда заместителя декана, вряд ли конфликтоло-гия состоялась как образовательная программа на факультете. В это же время на базе СПбГУ было создано первое в стране УМО по образованию в области конфликтологии, которое стало также и первым УМО в СПбГУ. В последующем УМО по конфликтологии было преобразо-вано в УМО высших учебных заведений по образованию в области инно-вационных междисциплинарных образовательных программ, акцентируя внимание на междисциплинарном характере конфликтологии как образова-тельной программе. Образовательная программа «Конфликтология» воз-главила список российских междисциплинарных программ. Это было «зо-лотое» время для развития конфликтологии как образовательной програм-мы (Дудник, Кузнецов, 2020). Вместе с подготовкой специалистов по основным образовательным программам уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, началась вестись подготовка по дополнительным образовательным программам. До 2010 года в рамках Центра мирных стратегий и урегулирования конфликтов посредством переговоров (директор Карпенко А.Д.), сегодня вне Центра, который был упразднен. Но в силу того, что факультеты и институты ли-шились права организовывать подобные центры, был создан Центр медиа-ции СПбГУ, где преподаватели кафедры активно представлены. Т.е. заме-щение внутренних ресурсов Института, создаваемых для успешной ее реа-лизации на начальной стадии становления, внешними институтами, ничуть не сказывается ни на содержательной стороне программы, ни на условиях ее реализации. Образовательная программа сегодня полностью реализуется за бюд-жетный счет, тогда как некоторые программы магистратуры на начальной стадии становления могли быть реализованы с долей внешнего бюджетиро-вания. Так магистерская программа Наркоконфликтология, спонсировалась организацией «Европейские города против наркотиков» (Зазулин Г.В.), та-кая же ситуация была характерна и для такой программы как «Технологии урегулирования конфликтов посредством переговоров».Однако те проблемы которые существовали и преодолены, уже и не являются проблемами. Сегодня проблемой №1 является, как пишут С.И. Дудник и Н.В. Кузнецов в третьем номере журнала Конфликтология за 2020 год, «чехарда» с постоянно изменяющимся местом конфликтологии в Перечне направлений подготовки высшего образования. История восходит к тому, что конфликтология изначально входила в группу направлений подготовки, относящейся к социальным наукам, но с негласным выделением в самостоятельное направление, что подтвержда-лось Приказом Министерства образования и науки о создании УМО по об-разованию в области конфликтологии. С течением времени конфликтоло-гия попадает в гуманитарные науки, что как раз укладывалось в тот набор направлений подготовки, которым ведал философский факультет. И этот переход в гуманитарные науки и был золотым временем для конфликтоло-гии, о котором и упоминалось чуть выше. С 2013 года Приказом Мини-стерства образования и науки РФ от 12.09.2013 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» кон-фликтология определяется в УГСН Психологические науки, а психологиче-ские науки в науки об обществе. И это определение начинает постепенно сказываться на сужении предмета конфликтологии, доведением его до пси-хологического конфликта, как некоторой крайности в конфликтологии. Конфликт обедняется по своим причинам и следствиям, теряет смысл в сво-ей типологизации по сферам деятельности, короче превращается в продукт только человеческой психики и не может из нее выйти. Приходится по-этому в любом необходимом случае, особенно в процессе презентаций про-грамм как уровня бакалавриата, так и магистратуры всякий раз акцентиро-вать внимание на том, чтобы не путали психологию с конфликтологией, чтобы психологической составляющей конфликта не придавали абсолютно-го значения, как не предается такого значения в образовательной программе СПбГУ.Между тем и в организационном плане приходится испытывать неко-торые неудобства, связанные с взаимодействием образовательной програм-мы сразу с двумя УМК СПбГУ – по психологическим наукам и политоло-гии. Бакалаврская и магистерская подготовка курируется УМК по психоло-гическим наукам, а аспирантская – УМК по политологии. Дело в том, что научная специальность 23.00.06 Конфликтология, включена в группу спе-циальностей отрасли науки 23.00.00 Политология и поэтому конфликтоло-гия находится в положении слуги двух господ. Сегодня 26 университетов страны ведут подготовку конфликтологов, 17 наук, пишут Анцупов и Прошанов, проявляют систематический интерес к проблеме конфликтов. Практически невозможно проранжировать степень важности каждой из наук в общем деле становления отечественной кон-фликтологии. Каждая наука внесла свой достойный вклад в общее дело. Тем не менее тот факт, что научная специальность конфликтология входит в отрасль науки политологии, завершают Анцупов и Прошанов, подтвер-ждает, что научное сообщество признало лидирующую роль политологии в современном развитии отечественной конфликтологии. Но как форма не всегда соответствует содержанию, так и политология не стала родной матерью конфликтологии. Перипетии с созданием диссер-тационного совета по нашей научной специальности в университете, со-провождали конфликтологию до того момента, пока университету не предоставили право осуществлять защиты под свою ответственность. Пе-рипетии, начавшиеся с года включения конфликтологии в научную отрасль политологию в 2009 году, а перипетии в античной мифологии это внезап-ное исчезновение удачи в делах, возникшая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя, вызванные «богами» политологами, инте-ресы которых в то время представлял бывший декан С.Г. Еремеев, заверши-лись тем, что подготовка аспирантов осуществляется сегодня в рамках направления 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», а защиты – по положению о диссертационных советах и защитах кандидатских и док-торских диссертаций в СПбГУ. За последние четыре года были защищены 3 кандидатских диссертации по научной специальности 23.00.06 конфликто-логия, чего не было за 7 предыдущих лет политологического покровитель-ства конфликтологии.Философский факультет за 80 лет своего существования дал импульс развитию и выделению в самостоятельные учебно-научные подразделения различные направления подготовки. Он сохраняет значение «малого уни-верситета», организуя подготовку по многим направлениям подготовки, чем не может похвастаться ни один институт и факультет СПбГУ. Сегодня наступает момент обратного процесса, не разбрасывания, а собирания, не выделения ООП различных направлений подготовки организационно-административные структуры, а их объединение под эгидой Института фи-лософии, что в содержательном плане будет представлено как начало инте-грации наук об обществе и человеке и формах его бытия. И конфликтоло-гия была бы не худшим бриллиантом, как говорит Никита Всеволодович Кузнецов, в философском ожерелье и все перипетии ее становления оста-лись бы в истории конфликтологии.Спасибо за внимание.
AB - Конечно становление ООП по направлению подготовки конфликто-логов на философском факультете не происходило в отрыве от процессов просветительской и исследовательской деятельности в области конфликто-логии, охвативших постсоветскую Россию 90-х годов прошлого века. Об этом весьма подробно пишут в своей работе неоднократно переизданной Анцупов А.Я и Прошанов С.П. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. – Москва: Проспект, 2018. -448 с.Зарождение и становление первых отечественных научно-просветительских сообществ связано с деятельностью с Советского, а затем Российского комитета защиты мира. Миссию изучения и распространения мирового опыта разрешения конфликтов взял на себя Советский комитет защиты мира (ныне, Федерация мира и согласия). Начиная с 1989 года Ко-митет стал приглашать в Москву специалистов по разрешению конфликтов из разных стран. В период с 1991 по 1993 год в Москве активно работала “Школа конфликтолога” на которую собирались представители всех рес-публик Советского Союза (Карпенко, 2001). С 1989 по 1992 годы одной из первых на территории Российской Федерации организаций проблемами со-циальных конфликтов начала заниматься Российская ассоциация конфлик-тологов-миротворцев (РАКМ), как общественная независимая организация (г. Москва под руководством Президента ассоциации В.М. Шаленко). Ос-новной задачей организации стало просветительство ученых-обществоведов, формами обучения являлись 1-2 недельные семинары, кото-рые проводились при содействии зарубежных благотворительных органи-заций, имеющих опыт в урегулировании проблемных и конфликтных ситу-аций.Зарубежные организации приняли активное участие в продвижении конфликтологии в стране. В 1991 году Британская организация квакеров в 1991 году при финансовой поддержки и инициативе Британской организа-ции «Международная тревога» проводит двухнедельное практическое заня-тие на Северном Кавказе с местным населением. Австрийская школа кон-фликтологов (Х. Корнелиус и Ш. Фэйер), там же занималась обучению навыкам посредничества, а их книга, переведенная на русский язык «Выиг-рать может каждый», явилась одним из первых руководств по предупре-ждению и урегулированию социальных конфликтов в России. Около 130 человек прошли первичное обучение по конфликтологической проблемати-ки под эгидой Британской и Австралийской конфликтологических школ в 1990-1992 годах. Основными регионами приложения своих усилий данные организации почему-то избрали Северный Кавказ, где противостояние набирало силу и вылилось в конфликт с серьезными для страны послед-ствиями. А деятельность британский квакерров на ниве миротворчества, позволило получить в 1995 году официальный статус московскому месяч-ному собранию Друзей (квакеров), а затем в Санкт-Петербурге, Казане и Барнауле. И конечно конфликтология как и многое другое в постсоветсую Рос-сию привнесена американцами. Именно американские медиаторы одними из первых появились в конце 80-х годов в Советском Союзе. Американская программа TRAC – 11 (Гражданская дипломатия) была предшественником медиационных программ в России. Ее участник John Marks являлся видным американским медиатором. В ноябре 1989 года по предложению советских властей медиаторы John Marks, Ray Shonholtz и John McDonald прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации, в де-кабре в Санкт-Петербург с лекциями приехал William Lincoln, с легкой ру-ки которого начался процесс становления в последующем и образователь-ной программы по конфликтологии в СПбГУ. Но об этом чуть позже. В марте 1990 года по приглашению Комитета защиты мира в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов: John Marks, William Lincoln, Ray Shonholtz, John McDonald, Chris Moore, Gail Sadala, Arthur Freedman. Поездку организовала американская организация Search for Common Ground (Поиск общих путей) на средства Федерального Института мира (USIP, United States Institute of Peace) при американском правитель-стве. Это был самый представительный американский Форум в России. Не-сколько секций рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, теории конфликтов, технологии медиации (Карпенко, 2001). Дальнейшая активность медиаторов из США в России происходила несколькими путями: через государственные органы и через общественные организации. Начиная с осени 1990 года группа американских медиаторов из AFL-CIO из Американской федерации труда – Конгресс производствен-ных профсоюзов ( American Federation of Labor and Congress of International Organisations of Labor), совместно с Федеральной службой посредничества и примирения (FMCS - Federal Mediation and Conciliation Service) и россий-скими коллегами разрабатывали Закон о порядке разрешении коллектив-ных трудовых споров (20.10.1995) в России. Закон впервые зафиксировал и ввел понятие посредника, службы по урегулированию коллективных трудо-вых споров (Карпенко, 2001). В это же время интерес к конфликтологической проблематики начи-нает проявляться в среде отечественных ученых-обществоведов. В ноябре 1992 года по инициативе Отделения философии, социологии, психологии и права РАН состоялось совещание ученых, специалистов в области обще-ственных наук, на котором обсуждались теоретико-методологические про-блемы исследования конфликтов, с основным докладом на котором высту-пил В.Н. Кудрявцев, академик-секретарь отделения философии, социоло-гии, психологии и права РАН. На этом новом направлении исследователь-ских работ возникают вопросы интеграции различных научных подходов, обобщения эмпирического материала, разработки прогнозов, программ практического действия, способного предотвращать обострение конфлик-тов, разрешать их в расчете на конструктивные результаты. Там же заявля-лось о том, что есть определенные основания для образования российской конфликтологии, и в центре внимания на совещании были именно те зада-чи которые встают в связи с этим перед специалистами . В 1992 году по инициативе В.Н. Кудрявцева создается Центр кон-фликтологии отделения общественных наук, который возглавил член-корреспондент РАН Г.В. Шахназаров. Основной задачей Центра отделения общественных наук РАН была задача объединения и координации работы исследовательских групп в институтах РАН (социологии, философии, госу-дарства и права, психологии, социально-политических исследований, срав-нительной политологии). В 1993 году работу Центра возглавил вице-президент РАН В.Н. Кудрявцев, а в 1998 году, вплоть до его упразднения в 2016 году – член-корреспондент А.В. Дмитриев. В том же 1992 году созда-ется Центр конфликтологии в Институте социологии РАН по инициативе Е.И. Степанова и при поддержке А.В. Дмитриева, деятельность которого была направлена на проведение теоретических и прикладных исследований конфликтов, а также создание широких научных связей с научными и учебными заведениями России, сотрудничество с центральными и местны-ми органами государственной власти и управления в различных регионах страны. Этот Центр за 24 года своего существования проделал немаловаж-ную работу в создании связей с учебными заведениями России, после того как получила свое существование университетская подготовка специали-стов в области аналитики и урегулирования конфликтов, начавшаяся на философском факультете СПбГУ в 1999 году. Вместо прекратившего свою работу Центра конфликтологии Института социологии РАН в 2006 году был создан Центр региональной социологии и конфликтологии (руководи-тель доктор социологических наук, профессор Маркин Валерий Василье-вич). Также надо отдать должное Центру конфликтологии ИС РАН в про-движении теоретических оснований конфликтологии, изданием серии те-матических выпусков «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирова-ния, технологии решения», явившиеся серьезным вкладом в развитие оте-чественной конфликтологии, а издание выпуска 2001 года, вообще получи-ло широкое признание и было названо в последующем «красной книгой конфликтолога». Этот Центр создал региональную сеть филиалов в Астра-хани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Ставрополе (Анцупов, Прошанов, 2018).Под эгидой Центра конфликтологии Отделения общественных наук РАН и Центра конфликтологии Института социологии РАН в 2000 году со-здается Международная ассоциация конфликтологов (МАК) – добровольное объединение общественных организаций и центров в России, СНГ, других стран, работающих над изучением, разрешением и предупреждением соци-альных конфликтов в интересах мира и сотрудничества. Президентом из-бран доктор философских наук Е.И. Степанов, руководитель Центра кон-фликтологии Института социологии РАН (Анцупов, Прошанов, 2018).В 1997 году при Институте социологии РАН и Российского общества социологов при поддержке ведущих социологов Т.М. Дридзе, В.С. Дудчен-ко, В.А. Ядова и В.А. Мансурова создается по инициативе Л.Н. Цой Мос-ковская школа конфликтологии (МШК), действующая и специализирующа-яся на разрешении градостроительных конфликтов (Сайт МШК, 2020).В 1999 году в г. Казани под эгидой ЮНЕСКО основывается Институт культуры мира (директор института – Тагиров Э.Р.), первое в мире уни-версальное научно-исследовательское, образовательное и информационно методическое учреждение, имеющее своей целью научную разработку про-блем культуры мира, толерантности, согласия и диалога цивилизаций, под-готовку кадров миротворцев -конфликтологов, а также всестороннее разви-тие и содействие распространению идей культуры мира (Анцупов, Проша-нов, 2018).Институциализация конфликтологии в Санкт-Петербурге берет свое начало с учреждения общественной организации Российско-Американская программа по конфликтологии. В 1993 году в Санкт-Петербурге создается межрегиональное общественное движение (МОД) «Конфликтологический форум», задачей которого было содействие разработкам и внедрению но-вейших технологий в области разрешения и управления конфликтами. Фо-рум появился под эгидой общественной Российско-Американской про-граммы по конфликтологии (содиректоры - А.Д. Карпенко с российской стороны, с американской – Б. Линкольн), созданной в марте 1992 года, ко-торая сыграла большую роль в развитии отечественного медиаторства (Кар-пенко, 2001). Она же учреждает первый в России Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов, при социологическом факультете СПбГУ, преобразованный в последующем в Центр развития посредничества в пере-говорах и разрешения конфликтов. В 1997 году создается система Агентств конфликтологического консультирования в трех административных райо-нах Санкт-Петербурга (Анцупов, Прошанов, 2018). К концу 2000 года в Санкт-Петербурге было проведено около 400 медиаций с успешностью –90% случаев и соблюдением соглашений в 89% случаев. Заслуга програм-мы в том, что она сумела адаптировать американские методы медиаторства к российской (постсоветской) культуре, разработать свой курс обучения и получить признание американских профессиональных медиаторских орга-низаций (Карпенко, 2001). Все что нами сказано относится в основном к периоду становления организационно-пространственных основ создания и реализации основной образовательной программы по направлению подготовки конфликтология уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, которая имеет также свою предысторию, связанную с философским факультетом, а сегодня Ин-ститутом философии СПбГУ, 80 лет которых мы отмечаем. Впервые в Рос-сии подготовку конфликтологов высшего образования (бакалавриат) начал философский факультет Санкт-Петербургского университета совместно с Российско-Американской программой по конфликтологии в 1994 году (Карпенко, 2001). И в этом большая заслуга содиректора с американской стороны Б. Ликольна, личная благотворительная деятельность которого дала толчок в становлении образовательной программы по конфликтологии на философском факультете. Он писал в одной из своих статей в журнале «Конфликтология – теория и практика в 2004 году: «Теория и практика неразрывно связаны между собой. Существование конфликтологии трудно представить без возможности практического использования теории и мето-дологии. Практика делает эту научную дисциплину состоятельной. В тоже время конфликтология обеспечивает практику:•более широким мульти-междисциплинарным знанием;•исследованием объективных эволюционных процессов развития практических методов, а также созданием устойчивого ин-струментария и критериев работы практикующих конфликтологов» (см.: Конфликтология – теория и практика, №3 (4) – декабрь 2004. С. 121.)На факультете в 1994-1997 годах подготовка конфликтологов сначала велась в рамках философско-политологической школы философского фа-культета, а с 1997 года как специализация в рамках подготовки бакалавров по направлению «Политология». В 1999 году усилиями сотрудников фило-софского факультета, в первую очередь декана, профессора Ю.Н. Солонина, при активной поддержке ректора СПбГУ Л.А. Вербицкой, заместителя председателяпремьера Правительства РФ В.И. Матвиенко и министра Ми-нистерства национальной политики РФ Р.Г. Абдулатипова, Министерство образования РФ в экспериментальном порядке открыло подготовку по направлению «Конфликтология», а с 2003 года, после выхода из экспери-мента по подготовке бакалавров, в действующем порядке, была продолжена подготовка бакалавров и открыта подготовка магистров конфликтологов. Неоценимую услугу для развития конфликтологии оказала руководитель гуманитарного образования Министерства Т.Э. Петрова (Дудник, Кузне-цов, 2020). Необходимо отметить, что без деятельной и организационной поддержки С.И. Дудника, тогда заместителя декана, вряд ли конфликтоло-гия состоялась как образовательная программа на факультете. В это же время на базе СПбГУ было создано первое в стране УМО по образованию в области конфликтологии, которое стало также и первым УМО в СПбГУ. В последующем УМО по конфликтологии было преобразо-вано в УМО высших учебных заведений по образованию в области инно-вационных междисциплинарных образовательных программ, акцентируя внимание на междисциплинарном характере конфликтологии как образова-тельной программе. Образовательная программа «Конфликтология» воз-главила список российских междисциплинарных программ. Это было «зо-лотое» время для развития конфликтологии как образовательной програм-мы (Дудник, Кузнецов, 2020). Вместе с подготовкой специалистов по основным образовательным программам уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, началась вестись подготовка по дополнительным образовательным программам. До 2010 года в рамках Центра мирных стратегий и урегулирования конфликтов посредством переговоров (директор Карпенко А.Д.), сегодня вне Центра, который был упразднен. Но в силу того, что факультеты и институты ли-шились права организовывать подобные центры, был создан Центр медиа-ции СПбГУ, где преподаватели кафедры активно представлены. Т.е. заме-щение внутренних ресурсов Института, создаваемых для успешной ее реа-лизации на начальной стадии становления, внешними институтами, ничуть не сказывается ни на содержательной стороне программы, ни на условиях ее реализации. Образовательная программа сегодня полностью реализуется за бюд-жетный счет, тогда как некоторые программы магистратуры на начальной стадии становления могли быть реализованы с долей внешнего бюджетиро-вания. Так магистерская программа Наркоконфликтология, спонсировалась организацией «Европейские города против наркотиков» (Зазулин Г.В.), та-кая же ситуация была характерна и для такой программы как «Технологии урегулирования конфликтов посредством переговоров».Однако те проблемы которые существовали и преодолены, уже и не являются проблемами. Сегодня проблемой №1 является, как пишут С.И. Дудник и Н.В. Кузнецов в третьем номере журнала Конфликтология за 2020 год, «чехарда» с постоянно изменяющимся местом конфликтологии в Перечне направлений подготовки высшего образования. История восходит к тому, что конфликтология изначально входила в группу направлений подготовки, относящейся к социальным наукам, но с негласным выделением в самостоятельное направление, что подтвержда-лось Приказом Министерства образования и науки о создании УМО по об-разованию в области конфликтологии. С течением времени конфликтоло-гия попадает в гуманитарные науки, что как раз укладывалось в тот набор направлений подготовки, которым ведал философский факультет. И этот переход в гуманитарные науки и был золотым временем для конфликтоло-гии, о котором и упоминалось чуть выше. С 2013 года Приказом Мини-стерства образования и науки РФ от 12.09.2013 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» кон-фликтология определяется в УГСН Психологические науки, а психологиче-ские науки в науки об обществе. И это определение начинает постепенно сказываться на сужении предмета конфликтологии, доведением его до пси-хологического конфликта, как некоторой крайности в конфликтологии. Конфликт обедняется по своим причинам и следствиям, теряет смысл в сво-ей типологизации по сферам деятельности, короче превращается в продукт только человеческой психики и не может из нее выйти. Приходится по-этому в любом необходимом случае, особенно в процессе презентаций про-грамм как уровня бакалавриата, так и магистратуры всякий раз акцентиро-вать внимание на том, чтобы не путали психологию с конфликтологией, чтобы психологической составляющей конфликта не придавали абсолютно-го значения, как не предается такого значения в образовательной программе СПбГУ.Между тем и в организационном плане приходится испытывать неко-торые неудобства, связанные с взаимодействием образовательной програм-мы сразу с двумя УМК СПбГУ – по психологическим наукам и политоло-гии. Бакалаврская и магистерская подготовка курируется УМК по психоло-гическим наукам, а аспирантская – УМК по политологии. Дело в том, что научная специальность 23.00.06 Конфликтология, включена в группу спе-циальностей отрасли науки 23.00.00 Политология и поэтому конфликтоло-гия находится в положении слуги двух господ. Сегодня 26 университетов страны ведут подготовку конфликтологов, 17 наук, пишут Анцупов и Прошанов, проявляют систематический интерес к проблеме конфликтов. Практически невозможно проранжировать степень важности каждой из наук в общем деле становления отечественной кон-фликтологии. Каждая наука внесла свой достойный вклад в общее дело. Тем не менее тот факт, что научная специальность конфликтология входит в отрасль науки политологии, завершают Анцупов и Прошанов, подтвер-ждает, что научное сообщество признало лидирующую роль политологии в современном развитии отечественной конфликтологии. Но как форма не всегда соответствует содержанию, так и политология не стала родной матерью конфликтологии. Перипетии с созданием диссер-тационного совета по нашей научной специальности в университете, со-провождали конфликтологию до того момента, пока университету не предоставили право осуществлять защиты под свою ответственность. Пе-рипетии, начавшиеся с года включения конфликтологии в научную отрасль политологию в 2009 году, а перипетии в античной мифологии это внезап-ное исчезновение удачи в делах, возникшая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя, вызванные «богами» политологами, инте-ресы которых в то время представлял бывший декан С.Г. Еремеев, заверши-лись тем, что подготовка аспирантов осуществляется сегодня в рамках направления 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», а защиты – по положению о диссертационных советах и защитах кандидатских и док-торских диссертаций в СПбГУ. За последние четыре года были защищены 3 кандидатских диссертации по научной специальности 23.00.06 конфликто-логия, чего не было за 7 предыдущих лет политологического покровитель-ства конфликтологии.Философский факультет за 80 лет своего существования дал импульс развитию и выделению в самостоятельные учебно-научные подразделения различные направления подготовки. Он сохраняет значение «малого уни-верситета», организуя подготовку по многим направлениям подготовки, чем не может похвастаться ни один институт и факультет СПбГУ. Сегодня наступает момент обратного процесса, не разбрасывания, а собирания, не выделения ООП различных направлений подготовки организационно-административные структуры, а их объединение под эгидой Института фи-лософии, что в содержательном плане будет представлено как начало инте-грации наук об обществе и человеке и формах его бытия. И конфликтоло-гия была бы не худшим бриллиантом, как говорит Никита Всеволодович Кузнецов, в философском ожерелье и все перипетии ее становления оста-лись бы в истории конфликтологии.Спасибо за внимание.
UR - https://philosophydays.spbu.ru/novosti-2019/52-kruglogo-stol-filosofskie-traditsii-instituta-filosofii-posvyashchjonnyj-80-letiyu-vossozdaniya-filosofskogo-fakulteta.html
M3 - тезисы
T2 - Всероссийский круглый стол с международным участием, посвященный 80-летию воссоздания философского факультета "Философские традиции Института философии"
Y2 - 19 October 2020
ER -
ID: 76503870