Документы

  • Итог1

    Конечная издательская версия, 1,18 MB, Документ PDF

Телефонное мошенничество получило широкое распространение в России начиная с 2017 года. В настоящее время эта проблема стала особенно острой. Можно сказать, что России объявлена негласная «информационно-психологическая война», в ходе которой граждане несут значительный имущественный ущерб, лишаясь своих накоплений и взятых в кредит денежных средств.
Глава ЦБ России Эльвира Набиуллина, выступая в рамках панельной дискуссии «Противодействие мошенничеству и социальной инженерии» на форуме «Кибербезопасность в финансах» в феврале 2023 года, отметила, что «перелома в борьбе с телефонным мошенничеством не произошло, а значит, звонки будут поступать россиянам и дальше» [Набиуллина, 2023]. Но, как считает Э. Набиуллина, перелома в ситуации можно добиться, если скоординировать усилия всех заинтересованных участников.
Поскольку мошенники «креативны и очень сфокусированы», не-
обходимо усиливать меры противодействия, в частности, необходимо повышать устойчивость граждан к мошенническим действиям [там же]. Несмотря на предпринимаемые УМВД России профилактические меры, кировчане все чаще становятся жертвами телефонных мошенников. Одной из причин такого положения дел является то, что мошенники применяют специально разработанные технологии, оказывая психологическое воздействие на сознание потенциальных жертв. Мошенники чаще всего имеют специальную подготовку, умеют налаживать контакты, могут расположить к себе, а в нужный момент прибегают к запугиванию и шантажу. К настоящему времени граждане России перевели мошенникам десятки миллиардов рублей. В Кировской области только за
2023 год зарегистрировано 5126 случаев краж и мошенничества, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это на 38,4% больше, чем за 2022 года. Общий материальный ущерб от данных преступлений в 2023 году составил более 1 млрд 101 млн рублей. Мошеннические действия отрицательно влияют на психологическое здоровье и благополучие людей, лишившихся своих сбережений [Мешкова с соавт., 2022]; подрывают веру граждан в эффективность деятельности правоохранительных органов. В этой ситуации актуальной становится задача специальной подготовки сотрудников полиции к организации и проведению работы по противодействию телефонному мошенничеству в финансовой сфере. Брошюра предназначена для сотрудников полиции и других лиц, занимающимися просветительской и профилактической работой в сфере финансовой грамотности населения. Предпочтительными формами плановой программной деятельности являются лекции, семинары, практикумы. Возможно выделение темы "Психология противодействия телефонному мошенничеству в
финансовой сфере» в качестве специального модуля повышения квалификации соответствующих служб.
Вместе с тем сотрудники правоохранительных и других государственных органов и служб могут изучать данные методические материалы самостоятельно, используя их при взаимодействии с населением.
Материалы брошюры будут полезны также для подготовки лекторов-инструкторов, и для самостоятельного прочтения
представителями самых широких аудиторий.
Цель методических материалов: содействовать сотрудникам
правоохранительных и других служб в организации эффективной защиты граждан от телефонного мошенничества, а также повышать грамотность и психологическую устойчивость самих граждан.
Язык оригиналарусский
ИздательООО Кировская областная типография
Управляющая структураУМВД России по Кировской области
Число страниц60
СостояниеОпубликовано - мар 2024

ID: 117470685