Standard

Влияние вербализации на параметры движений глаз при повторном разглядывании изображения. / Прокопеня, Вероника Константиновна.

в: Петербургский психологический журнал, № 24, 2018, стр. 114-144.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{6cfd8d0492404dd38a430fa1df9ab2f9,
title = "Влияние вербализации на параметры движений глаз при повторном разглядывании изображения",
abstract = "Данная работа посвящена выявлению взаимосвязи между вербальным описанием изображения и особенностями его зрительного восприятия. Целью исследования было выяснить, оказывает ли вербализация увиденного ранее изображения влияние на параметры движений глаз при повторном разглядывании этого изображения. Материалом исследования стало восприятие произведений классической живописи. Было проведено два эксперимента с использованием методики регистрации движений глаз. В Эксперименте 1 испытуемым предъявлялась для свободного разглядывания репродукция картины, после чего половина испытуемых составляла связное вербальное описание увиденного, а другая половина выполняла отвлеченное невербальное задание. Далее обеим группам вновь предъявлялось то же самое изображение. Во время первого просмотра обе группы продемонстрировали две стадии визуальной обработки изображения - амбьентную, для которой характерны длительные саккады и короткие фиксации, и следующую за ней фокальную, для которой характерны более короткие саккады и более длительные фиксации. Паттерны движений глаз во время повторного разглядывания изображений различались между группами: испытуемые, выполнявшие отвлеченное невербальное задание, начинали повторный просмотр сразу же с фокальной стадии обработки, как если бы они вовсе не прерывались, в то время как испытуемые, вераблизовавшие изображение, начинали второй просмотр с амбьентной обработки и лишь несколько секунд спустя переключались в режим фокальной обработки. В Эксперименте 2 испытуемым предлагалось 36 репродукций картин и, при этом, варьировались разные типы вербальных заданий. В результате было показано, что повторение паттерна амбьентой обработки возникает в результате любой связанной с изображением вербализации, независимо от того, требует ли она детальной, аналитической обработки изображения (называние отдельных объектов) или активации холистического образа (называние общих характеристик изображения). Таким образом, было показано, что вербализация ранее увиденного изображения оказывает влияние на параметры визуальной обработки при повторном просмотре.",
keywords = "движения глаз, АМБЬЕНТНАЯ И ФОКАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА, СВОБОДНОЕ РАЗГЛЯДЫВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ, ВЕРБАЛИЗАЦИЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА, eye movements, AMBIENT AND FOCAL PROCESSING, FREE VIEWING, PERCEPTION OF PAINTINGS, VERBALIZATION AND VISUAL PROCESSING",
author = "Прокопеня, {Вероника Константиновна}",
year = "2018",
language = "русский",
pages = "114--144",
journal = "Петербургский психологический журнал",
issn = "2225-7527",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "24",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Влияние вербализации на параметры движений глаз при повторном разглядывании изображения

AU - Прокопеня, Вероника Константиновна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Данная работа посвящена выявлению взаимосвязи между вербальным описанием изображения и особенностями его зрительного восприятия. Целью исследования было выяснить, оказывает ли вербализация увиденного ранее изображения влияние на параметры движений глаз при повторном разглядывании этого изображения. Материалом исследования стало восприятие произведений классической живописи. Было проведено два эксперимента с использованием методики регистрации движений глаз. В Эксперименте 1 испытуемым предъявлялась для свободного разглядывания репродукция картины, после чего половина испытуемых составляла связное вербальное описание увиденного, а другая половина выполняла отвлеченное невербальное задание. Далее обеим группам вновь предъявлялось то же самое изображение. Во время первого просмотра обе группы продемонстрировали две стадии визуальной обработки изображения - амбьентную, для которой характерны длительные саккады и короткие фиксации, и следующую за ней фокальную, для которой характерны более короткие саккады и более длительные фиксации. Паттерны движений глаз во время повторного разглядывания изображений различались между группами: испытуемые, выполнявшие отвлеченное невербальное задание, начинали повторный просмотр сразу же с фокальной стадии обработки, как если бы они вовсе не прерывались, в то время как испытуемые, вераблизовавшие изображение, начинали второй просмотр с амбьентной обработки и лишь несколько секунд спустя переключались в режим фокальной обработки. В Эксперименте 2 испытуемым предлагалось 36 репродукций картин и, при этом, варьировались разные типы вербальных заданий. В результате было показано, что повторение паттерна амбьентой обработки возникает в результате любой связанной с изображением вербализации, независимо от того, требует ли она детальной, аналитической обработки изображения (называние отдельных объектов) или активации холистического образа (называние общих характеристик изображения). Таким образом, было показано, что вербализация ранее увиденного изображения оказывает влияние на параметры визуальной обработки при повторном просмотре.

AB - Данная работа посвящена выявлению взаимосвязи между вербальным описанием изображения и особенностями его зрительного восприятия. Целью исследования было выяснить, оказывает ли вербализация увиденного ранее изображения влияние на параметры движений глаз при повторном разглядывании этого изображения. Материалом исследования стало восприятие произведений классической живописи. Было проведено два эксперимента с использованием методики регистрации движений глаз. В Эксперименте 1 испытуемым предъявлялась для свободного разглядывания репродукция картины, после чего половина испытуемых составляла связное вербальное описание увиденного, а другая половина выполняла отвлеченное невербальное задание. Далее обеим группам вновь предъявлялось то же самое изображение. Во время первого просмотра обе группы продемонстрировали две стадии визуальной обработки изображения - амбьентную, для которой характерны длительные саккады и короткие фиксации, и следующую за ней фокальную, для которой характерны более короткие саккады и более длительные фиксации. Паттерны движений глаз во время повторного разглядывания изображений различались между группами: испытуемые, выполнявшие отвлеченное невербальное задание, начинали повторный просмотр сразу же с фокальной стадии обработки, как если бы они вовсе не прерывались, в то время как испытуемые, вераблизовавшие изображение, начинали второй просмотр с амбьентной обработки и лишь несколько секунд спустя переключались в режим фокальной обработки. В Эксперименте 2 испытуемым предлагалось 36 репродукций картин и, при этом, варьировались разные типы вербальных заданий. В результате было показано, что повторение паттерна амбьентой обработки возникает в результате любой связанной с изображением вербализации, независимо от того, требует ли она детальной, аналитической обработки изображения (называние отдельных объектов) или активации холистического образа (называние общих характеристик изображения). Таким образом, было показано, что вербализация ранее увиденного изображения оказывает влияние на параметры визуальной обработки при повторном просмотре.

KW - движения глаз

KW - АМБЬЕНТНАЯ И ФОКАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

KW - СВОБОДНОЕ РАЗГЛЯДЫВАНИЕ

KW - ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ

KW - ВЕРБАЛИЗАЦИЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

KW - eye movements

KW - AMBIENT AND FOCAL PROCESSING

KW - FREE VIEWING

KW - PERCEPTION OF PAINTINGS

KW - VERBALIZATION AND VISUAL PROCESSING

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36654295

M3 - статья

SP - 114

EP - 144

JO - Петербургский психологический журнал

JF - Петербургский психологический журнал

SN - 2225-7527

IS - 24

ER -

ID: 37594086