Статья посвящена изучению духовной проблематики «маленьких трагедий», созданных Пушкиным Болдинской осенью 1830 г. В этом драматургическом цикле поэт осуществляет гениальное художественное исследование главных страстей новоевропейского человека. Эти страсти - сребролюбие («Скупой рыцарь»); гордыня и зависть («Моцарт и Сальери»); донжуанизм («Каменный гость»); циничное отношение к смерти и страх перед бессмертием («Пир во время чумы»). Каждая трагедия опирается на определенный источник в западноевропейской литературе, который поэт переосмысливает в русле православной культурно-религиозной традиции. Методологическая сложность исследования обусловлена сжатостью формы и «художественной экономией мысли», характерных для «Маленьких трагедий», - тем, что академик А. А. Потебня называл «сгущением мысли в слове». Выявление этих мыслей, несущих в себе энергию пророческих откровений, возможно лишь на основе тщательного текстологического анализа и целостного представления о философско-эстетических проблемах, религиозных
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)23-33
ЖурналНаследие веков
Номер выпуска2 (18)
СостояниеОпубликовано - 2019
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • "Маленькие трагедии", Alexander Pushkin, antagonist heroes, dispute between man and Heaven, Little Tragedies, New Age, personality type of the new European man, Pushkin's interpretation of European literary sources, Russian cultural and religious tradition, А. С. Пушкин, герои-антагонисты, новое время, пушкинская переработка европейских литературных источников, русская культурно-религиозная традиция, спор человека с Небом, тип личности новоевропейского человека

ID: 78519991