Документы

В статье раскрывается понятие жизненного выбора и его связь с личностными особенностями на примере студентов высших учебных заведений, имеющих опыт смены специальности. Предлагается использовать понятие «индивидуальный стиль принятия решения», что следует из нашей гипотезы о детерминированности выбора личностными особенностями субъекта, интегральной характеристикой которых и является «индивидуальный стиль принятия решения». Тип ситуации смены специальности обосновывается через понятия вынужденности и нормативности жизненного выбора в данной ситуации. Подтверждается гипотеза о субъективной неудовлетворенности как факторе образования самой ситуации, инициирующей процесс выбора. Эмпирически переживание процесса жизненного выбора исследуется с помощью количественных и качественных методов: анкетирования на предмет выявления опыта смены специальности и ее причин, глубинного полуформализованного интервью с фокусом на феноменологию процесса выбора и особенности его субъективного пережи вания. Также был применен ряд психологических методик для выявления личностных особенностей респондентов, таких как тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; шкала общей толерантности к неопределенности (MSTAT) Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой; опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфмана, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, шкала локус-контроля Дж.Роттера в адаптации В. Ядова, шкала гибкости поведения самоактуализационного теста Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз. Результатом работы является выделение типологии предпочтения альтернатив в ситуации неопределенности на основе личностных особенностей, которая включает в себя несколько основных стилей, базирующихся на определенных критериях: по степени субъективной вынужденности; по содержательным характеристикам(в пользу неопределенности, возрастающей при решении о смене специальности, или в пользу имеющейся уже определенности, если специальность не меняется);по длительности процесса и в зависимости от субъективной оценки результата выбора.
Переведенное названиеExperience of life choice by the example of students of higher educational institutions
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииГерценовские чтения: психологические исследования в образовании
Подзаголовок основной публикации Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург). Часть 2
Место публикацииСПб
ИздательИздательство РГПУ им. А.И. Герцена
Страницы67-73
ISBN (печатное издание)9785806425912, 9785806425936
СостояниеОпубликовано - 2018
СобытиеI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» - РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 10 окт 201811 окт 2018
Номер конференции: I

конференция

конференцияI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период10/10/1811/10/18

ID: 107968625