Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и кое-что еще. / Щербакова, Ольга Владимировна; Макарова, Дарья Николаевна.
в: Петербургский психологический журнал, № 22, 2018, стр. 56-87.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и кое-что еще
AU - Щербакова, Ольга Владимировна
AU - Макарова, Дарья Николаевна
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - В работах, посвященных изучению закономерностей становления, организации и функционирования экспертных знаний, отмечается необходимость расширения списка предметно-специфичных видов деятельности, на материале которых изучается феномен экспертности, и психодиагностических методов, которые используются в исследованиях такого типа. В нашем исследовании приняли участие 16 экспертов-сотрудников службы технической поддержки одной из компаний, предоставляющих услуги интернет-связи. Мы проверяли гипотезу о том, что успешность решения профессионально-специфичных задач экспертами в этой области будет в большей степени связана с высоким уровнем развития концептуальных способностей, чем с показателями психометрического интеллекта. Также нашей задачей было качественное описание особенностей интеллектуального поведения экспертов, успешно и неуспешно решающих предметно-специфичные задачи. Наряду с двумя задачами (кейсами), в процессе решения которых с испытуемыми проводилось глубинное полуструктурированное интервью, использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методики «Интегральные концептуальные структуры», «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной. Было показано, что концептуальные способности, лежащие в основе умения выделять неочевидные отношения между различными явлениями и образовывать высоко обобщенные связи между различными категориями (диагностируемые с помощью методики «Понятийный синтез»), объясняют 42% дисперсии успешности решения кейсов экспертами. Связь успешности решения кейсов и показателей психометрического интеллекта не была обнаружена. Также в статье приведен подробный качественный анализ протоколов решения кейсов успешными и неуспешными испытуемыми. Результаты такого анализа позволяют заключить, что для экспертов, успешно справляющихся с решением кейсов, характерны: свободное обращение с формальными правилами, регламентирующими ход решения задачи; развитые навыки интеллектуальной рефлексии; открытая познавательная позиция; самостоятельность рассуждений и опора на детальные ментальные репрезентации проблемных ситуаций. Для менее успешных экспертов свойственны: закрытая познавательная позиция; формальное следование внешним инструкциям; «наивное» интеллектуальное поведение. Полученные нами данные хорошо согласуются с результатами предшествующих исследований.
AB - В работах, посвященных изучению закономерностей становления, организации и функционирования экспертных знаний, отмечается необходимость расширения списка предметно-специфичных видов деятельности, на материале которых изучается феномен экспертности, и психодиагностических методов, которые используются в исследованиях такого типа. В нашем исследовании приняли участие 16 экспертов-сотрудников службы технической поддержки одной из компаний, предоставляющих услуги интернет-связи. Мы проверяли гипотезу о том, что успешность решения профессионально-специфичных задач экспертами в этой области будет в большей степени связана с высоким уровнем развития концептуальных способностей, чем с показателями психометрического интеллекта. Также нашей задачей было качественное описание особенностей интеллектуального поведения экспертов, успешно и неуспешно решающих предметно-специфичные задачи. Наряду с двумя задачами (кейсами), в процессе решения которых с испытуемыми проводилось глубинное полуструктурированное интервью, использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методики «Интегральные концептуальные структуры», «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной. Было показано, что концептуальные способности, лежащие в основе умения выделять неочевидные отношения между различными явлениями и образовывать высоко обобщенные связи между различными категориями (диагностируемые с помощью методики «Понятийный синтез»), объясняют 42% дисперсии успешности решения кейсов экспертами. Связь успешности решения кейсов и показателей психометрического интеллекта не была обнаружена. Также в статье приведен подробный качественный анализ протоколов решения кейсов успешными и неуспешными испытуемыми. Результаты такого анализа позволяют заключить, что для экспертов, успешно справляющихся с решением кейсов, характерны: свободное обращение с формальными правилами, регламентирующими ход решения задачи; развитые навыки интеллектуальной рефлексии; открытая познавательная позиция; самостоятельность рассуждений и опора на детальные ментальные репрезентации проблемных ситуаций. Для менее успешных экспертов свойственны: закрытая познавательная позиция; формальное следование внешним инструкциям; «наивное» интеллектуальное поведение. Полученные нами данные хорошо согласуются с результатами предшествующих исследований.
KW - ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ
KW - ИНТЕЛЛЕКТ
KW - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ
KW - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
KW - РЕШЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ
KW - INTELLIGENCE
KW - INTELLECTUAL EFFICIENCY
KW - CONCEPTUAL ABILITIES
KW - COGNITIVE TASKS SOLVING
KW - Expertise
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=35295231
M3 - статья
SP - 56
EP - 87
JO - Петербургский психологический журнал
JF - Петербургский психологический журнал
SN - 2225-7527
IS - 22
ER -
ID: 52357739