Standard

Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и кое-что еще. / Щербакова, Ольга Владимировна; Макарова, Дарья Николаевна.

в: Петербургский психологический журнал, № 22, 2018, стр. 56-87.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{5c912efe710e4964b181dc9156f0a654,
title = "Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и кое-что еще",
abstract = "В работах, посвященных изучению закономерностей становления, организации и функционирования экспертных знаний, отмечается необходимость расширения списка предметно-специфичных видов деятельности, на материале которых изучается феномен экспертности, и психодиагностических методов, которые используются в исследованиях такого типа. В нашем исследовании приняли участие 16 экспертов-сотрудников службы технической поддержки одной из компаний, предоставляющих услуги интернет-связи. Мы проверяли гипотезу о том, что успешность решения профессионально-специфичных задач экспертами в этой области будет в большей степени связана с высоким уровнем развития концептуальных способностей, чем с показателями психометрического интеллекта. Также нашей задачей было качественное описание особенностей интеллектуального поведения экспертов, успешно и неуспешно решающих предметно-специфичные задачи. Наряду с двумя задачами (кейсами), в процессе решения которых с испытуемыми проводилось глубинное полуструктурированное интервью, использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методики «Интегральные концептуальные структуры», «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной. Было показано, что концептуальные способности, лежащие в основе умения выделять неочевидные отношения между различными явлениями и образовывать высоко обобщенные связи между различными категориями (диагностируемые с помощью методики «Понятийный синтез»), объясняют 42% дисперсии успешности решения кейсов экспертами. Связь успешности решения кейсов и показателей психометрического интеллекта не была обнаружена. Также в статье приведен подробный качественный анализ протоколов решения кейсов успешными и неуспешными испытуемыми. Результаты такого анализа позволяют заключить, что для экспертов, успешно справляющихся с решением кейсов, характерны: свободное обращение с формальными правилами, регламентирующими ход решения задачи; развитые навыки интеллектуальной рефлексии; открытая познавательная позиция; самостоятельность рассуждений и опора на детальные ментальные репрезентации проблемных ситуаций. Для менее успешных экспертов свойственны: закрытая познавательная позиция; формальное следование внешним инструкциям; «наивное» интеллектуальное поведение. Полученные нами данные хорошо согласуются с результатами предшествующих исследований.",
keywords = "ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, РЕШЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ, INTELLIGENCE, INTELLECTUAL EFFICIENCY, CONCEPTUAL ABILITIES, COGNITIVE TASKS SOLVING, Expertise",
author = "Щербакова, {Ольга Владимировна} and Макарова, {Дарья Николаевна}",
year = "2018",
language = "русский",
pages = "56--87",
journal = "Петербургский психологический журнал",
issn = "2225-7527",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "22",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и кое-что еще

AU - Щербакова, Ольга Владимировна

AU - Макарова, Дарья Николаевна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - В работах, посвященных изучению закономерностей становления, организации и функционирования экспертных знаний, отмечается необходимость расширения списка предметно-специфичных видов деятельности, на материале которых изучается феномен экспертности, и психодиагностических методов, которые используются в исследованиях такого типа. В нашем исследовании приняли участие 16 экспертов-сотрудников службы технической поддержки одной из компаний, предоставляющих услуги интернет-связи. Мы проверяли гипотезу о том, что успешность решения профессионально-специфичных задач экспертами в этой области будет в большей степени связана с высоким уровнем развития концептуальных способностей, чем с показателями психометрического интеллекта. Также нашей задачей было качественное описание особенностей интеллектуального поведения экспертов, успешно и неуспешно решающих предметно-специфичные задачи. Наряду с двумя задачами (кейсами), в процессе решения которых с испытуемыми проводилось глубинное полуструктурированное интервью, использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методики «Интегральные концептуальные структуры», «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной. Было показано, что концептуальные способности, лежащие в основе умения выделять неочевидные отношения между различными явлениями и образовывать высоко обобщенные связи между различными категориями (диагностируемые с помощью методики «Понятийный синтез»), объясняют 42% дисперсии успешности решения кейсов экспертами. Связь успешности решения кейсов и показателей психометрического интеллекта не была обнаружена. Также в статье приведен подробный качественный анализ протоколов решения кейсов успешными и неуспешными испытуемыми. Результаты такого анализа позволяют заключить, что для экспертов, успешно справляющихся с решением кейсов, характерны: свободное обращение с формальными правилами, регламентирующими ход решения задачи; развитые навыки интеллектуальной рефлексии; открытая познавательная позиция; самостоятельность рассуждений и опора на детальные ментальные репрезентации проблемных ситуаций. Для менее успешных экспертов свойственны: закрытая познавательная позиция; формальное следование внешним инструкциям; «наивное» интеллектуальное поведение. Полученные нами данные хорошо согласуются с результатами предшествующих исследований.

AB - В работах, посвященных изучению закономерностей становления, организации и функционирования экспертных знаний, отмечается необходимость расширения списка предметно-специфичных видов деятельности, на материале которых изучается феномен экспертности, и психодиагностических методов, которые используются в исследованиях такого типа. В нашем исследовании приняли участие 16 экспертов-сотрудников службы технической поддержки одной из компаний, предоставляющих услуги интернет-связи. Мы проверяли гипотезу о том, что успешность решения профессионально-специфичных задач экспертами в этой области будет в большей степени связана с высоким уровнем развития концептуальных способностей, чем с показателями психометрического интеллекта. Также нашей задачей было качественное описание особенностей интеллектуального поведения экспертов, успешно и неуспешно решающих предметно-специфичные задачи. Наряду с двумя задачами (кейсами), в процессе решения которых с испытуемыми проводилось глубинное полуструктурированное интервью, использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методики «Интегральные концептуальные структуры», «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной. Было показано, что концептуальные способности, лежащие в основе умения выделять неочевидные отношения между различными явлениями и образовывать высоко обобщенные связи между различными категориями (диагностируемые с помощью методики «Понятийный синтез»), объясняют 42% дисперсии успешности решения кейсов экспертами. Связь успешности решения кейсов и показателей психометрического интеллекта не была обнаружена. Также в статье приведен подробный качественный анализ протоколов решения кейсов успешными и неуспешными испытуемыми. Результаты такого анализа позволяют заключить, что для экспертов, успешно справляющихся с решением кейсов, характерны: свободное обращение с формальными правилами, регламентирующими ход решения задачи; развитые навыки интеллектуальной рефлексии; открытая познавательная позиция; самостоятельность рассуждений и опора на детальные ментальные репрезентации проблемных ситуаций. Для менее успешных экспертов свойственны: закрытая познавательная позиция; формальное следование внешним инструкциям; «наивное» интеллектуальное поведение. Полученные нами данные хорошо согласуются с результатами предшествующих исследований.

KW - ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ

KW - ИНТЕЛЛЕКТ

KW - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

KW - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

KW - РЕШЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ

KW - INTELLIGENCE

KW - INTELLECTUAL EFFICIENCY

KW - CONCEPTUAL ABILITIES

KW - COGNITIVE TASKS SOLVING

KW - Expertise

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=35295231

M3 - статья

SP - 56

EP - 87

JO - Петербургский психологический журнал

JF - Петербургский психологический журнал

SN - 2225-7527

IS - 22

ER -

ID: 52357739