Standard

Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности. / Турыгина, Наталья Валерьевна.

в: Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 1, 2023, стр. 68-80.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3c35de2454404741ab6ab5c6aeed02ed,
title = "Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности",
abstract = "История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Stra{\.z}niczk{\c a} Kres{\'o}w», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.",
author = "Турыгина, {Наталья Валерьевна}",
note = "Турыгина, Наталья Валерьевна. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106",
year = "2023",
doi = "10.21638/spbu19.2023.106",
language = "русский",
pages = "68--80",
journal = "Studia Slavica et Balcanica Petropolitana",
issn = "1995-848X",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности

AU - Турыгина, Наталья Валерьевна

N1 - Турыгина, Наталья Валерьевна. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.

AB - История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.

UR - https://slavica-petropolitana.spbu.ru/images/2023-1/006-TuryginaNV.pdf

U2 - 10.21638/spbu19.2023.106

DO - 10.21638/spbu19.2023.106

M3 - статья

SP - 68

EP - 80

JO - Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

JF - Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

SN - 1995-848X

IS - 1

ER -

ID: 114205092