Целью проведенного автором исследования было определить, какие формы поведения в этикетных ситуациях оцениваются участниками учебного процесса как приемлемые или неприемлемые. Проверялись гипотезы о различиях в оценках приемлемости этикетно ненормативных форм поведения у студентов и преподавателей, респондентов разного возраста и пола, а также о различиях оценок в связи с содержанием этикетно ненормативных форм поведения. Был использован авторский опросник «Приемлемость-90», который создан на основе описаний этикетно ненормативных форм поведения, полученных от студентов и преподавателей российских вузов. Респондентам предлагалось оценить приемлемость каждой из 90 форм поведения по 10-балльной шкале. Студенческая выборка включала 140 человек в возрасте от 18 до 29 лет, 71 % женщин и 29 % мужчин; преподавательская - 134 человека от 23 до 73 лет, 62,7 % женщин и 37,3 % мужчин. Для обработки данных использованы первичные статистики, факторный анализ, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала-Уоллиса. Обнаружено, что студенты по сравнению с преподавателями считают более приемлемыми этикетно ненормативные формы поведения, допускаемые как студентами, так и преподавателями. Молодые преподаватели более толерантны к ненормативным в плане этикета формам поведения по сравнению со старшими. Мужчины-преподаватели проявляют более высокую толерантность к этикетно ненормативным формам поведения, чем женщины. Факторный анализ позволил выделить девять типов этикетно ненормативных форм поведения: невербальное проявление неуважения, непунктуальность, игнорирование вузовских правил, вербальное проявление неуважения, использование гаджетов, не соответствующее ситуации, нарушение личных границ, комфортизация, несогласованность действий, несоблюдение сроков переписки. Выявлено, что и студенты и преподаватели считают категорически неприемлемыми формы поведения, умаляющие достоинство личности, но относительно толерантны к некоторым формам нарушения вузовской дисциплины. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию взаимодействия участников учебного процесса с учетом специфики вузов.
Переведенное названиеACCEPTABILITY OF FORMS OF BEHAVIOR IN ETIQUETTE SITUATIONS ACCORDING TO STUDENTS’ AND TEACHERS’ EVALUATIONS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)23-33
ЖурналВопросы психологии
Том67
Номер выпуска6
СостояниеОпубликовано - 2021

    Области исследований

  • СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВУЗОВСКИЙ ЭТИКЕТ, ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ, ПРИЕМЛЕМОСТЬ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ЭТИКЕТНО НЕНОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, УВАЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ, дисциплина

ID: 95645500