Статья предлагает новый взгляд на картину Вячеслава Шварца «Вешний царский поезд на богомолье» (1868) и на историческую рефлексию в отечественном искусстве XIX века в целом. В статье впервые рассмотрены некоторые визуальные, изобразительные, историографические и литературные источники этой картины. Она вписана в национальный и интернациональный культурный контекст. Трактовано воплощенное в ней представление как об истории вообще, так и об истории России. В частности, даны ответы на вопросы: почему это произведение Шварца иногда называют «Поезд царицы»? чей возок выделен в сцене? какую роль играет в ее замысле деревянная архитектура? какие художественные реминисценции вызывает мотив талого снега? В качестве ключевого концепта в статье вводится и раскрывается понятие «лирический историзм».
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)98-123
ЖурналИСКУССТВОЗНАНИЕ
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2018

    Области исследований

  • РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА, ЛИРИЧЕСКИЙ ИСТОРИЗМ, ВЯЧЕСЛАВ ШВАРЦ, СЕРГЕЙ АКСАКОВ, ИВАН ЗАБЕЛИН

ID: 35480933