Документы

DOI

В статье исследуется история гигантской фигуры «цейлонского ракшаса», переданной в 1905 г. в Музей антропологии и этнографии из Императорского Русского Географического общества вместе с другими этнографическими коллекциями. Атрибутировал скульптуру как демона (якша) с о-ва Цейлон известный буддолог Альберт Грюнведель, создатель отдела Индии в Берлинском музее народоведения. В 1912 г. фигура Ракшаса была установлена при входе в музей в паре с подходящим ему по габаритам вьетнамским «богом охоты», став своеобразным атрибутом МАЭ. Со временем Ракшас оброс множеством легенд: скульптуру стали ошибочно относить к предметам, полученным цесаревичем Николаем Александровичем в ходе его путешествия на Восток в 1890-1891 гг.; образ ракшаса-охранителя жилища трактовали как злобного демона; зазвучали сомнения в цейлонском происхождении скульптуры. Согласно архивным документам, эту «гигантскую куклу» подарил известный благотворитель, действительный член ИРГО Альберт Александрович Хомзе (сконч. в 1912 г.), купец 1-й гильдии, директор-распорядитель российской чаеторговой фирмы «Цзинь Лун». Демонические персонажи широко распространены у народов Индонезии, Малайзии, Индокитая, культура которых развивалась под сильнейшим влиянием южноиндийского и ланкийского индуизма и буддизма. Грозные куклы огромных размеров и поныне присутствуют на Цейлоне в празднично-ритуальном шествии (перахяра) буддистов-сингалов; будучи опасны для людей, демоны здесь выступают их защитниками. Скульптуры и скульптурные композиции высотой больше традиционных жилищ более всего соотносится с тамильским этносом Цейлона, ныне Шри Ланки.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)6-15
ЖурналКунсткамера
Том2
Номер выпуска12
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 июл 2021

    Области исследований

  • Цейлон, демонология, Музей антропологии и этнографии, коллекции, чаеторговля.

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 87383239