Статья посвящена рассмотрению трансформации социального типа героя Гражданской войны в период новой экономической политики. Обладая своим стилем политического и повседневного поведения, воспетый пропагандой герой, борец за советскую власть в мирное время, в условиях возрождения капитализма мог трансформироваться в негативный социальный тип ушлого дельца и растратчика. Наличие боевых заслуг, благодаря которым он пользовался доверием и допускался к государственным ресурсам, позволяло использовать их в своих корыстных интересах. В статье исследование социального типа героя Гражданской войны осуществляется преимущественно путем обращения к его досуговым практикам, очень часто приобретавшим девиантный характер - пьянство, кутежи, азартные игры. Использование методов повседневной истории и ее составляющей - истории досуга - позволило авторам раскрыть причины распространения таких практик, особенности, экономическую и социальную мотивацию участников. Новые советские бюрократы, лишенные собственной корпоративной культурной традиции, охотно копировали досуговое поведение нэпманов, которые представлялись им классом победителей, теми, кто по-настоящему умеет жить красиво. Деловые контакты с частниками провоцировали в чиновничьей среде «онэпивание» - коррупцию и растраты, доходы от которых использовались для вульгарных и гедонистических развлечений. В статье рассмотрены механизмы организации хищений, а также реакция власти на «эпидемию растрат», отражение данной темы в фольклоре и художественной литературе периода. Авторы приходят к выводу, что приверженность к грубым и безыскусным формам досуга подчеркивает характерный для поколения «кожаных курток» невысокий уровень культуры, в том числе культуры досуга, а также свидетельствует об общей примитивизации социальной структуры в результате Гражданской войны.