В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)29-40
Число страниц12
ЖурналИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Номер выпуска9
СостояниеОпубликовано - 2015

    Области исследований

  • философия, преподавание, образование

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 5794281