Документы

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Проект «Медиаобраз России в контексте национальной безопасности». №19-013-00725). В статье раскрывается специфика конструирования образа России в массмедиа Германии. На основе изучения медиадискурса определяются позиции России в условиях глобального информационно-психологического противоборства; выявляются маркёры, определяющие информационную политику Германии в отношении России, а также лингвистические средства формирования образа страны и приемы информационной агрессии в отношении российского общества. На основе заголовочных комплексов и лидов статей определены приоритетные темы (buzz-topics) в СМИ, информационные поводы обращения к ним, тональность (экспрессивно-оценчная лексика), вектор направленности. Объект исследования – Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), Die Welt, Bild, Der Spiegel. В качестве единиц анализа использовались лексемы «Россия», «Москва», «Путин» «Кремль» (и синонимы). Популярными темами в немецких СМИ в изучаемый период (2020 г.) были отношения с Сирией, США и НАТО, Украиной, Белоруссией и Турцией. Анализ текстов показал, что репрезентируется преимущественно негативный медиаобраз России. Во внешней политике страна представлена как захватчик, военный агрессор, убийца, враг, а ее лидер в интерпретации медиа – это коварный, хитрый интриган, нечестный игрок на геополитической шахматной доске. В изображении ведущих немецких газет Россия представляется периферийным государством, страной третьего мира, претендующей на статус мировой державы (с ядерным оружием) и с полудиктаторским режимом.
В ходе исследования применялись общенаучные методы когнитивного и интерпретативного лингвистического дискурс-анализа. В изданиях, даже качественных, навязчиво и в грубом, негативном значении используются метонимия, метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы как составляющие антироссийской риторики. Вывод: практически отсутствуют позитивные новости о России, сама страна рассматривается как главная угроза безопасности мира. Это требует адекватного ответа, новой информационной политики и коррекции репутации страны.
Переведенное названиеLinguistic Methods of Anti-Russian Propaganda ‒ a New Trend in the German Mass Media
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)100-109.
ЖурналГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Том15
Номер выпуска5
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • информационные атаки, медиаобраз России, лексемы, образ врага, Россия, медиаобраз, повестка дня, стилистические средства, семантика, дискурс

ID: 70483073