В статье рассматриваются отношения архитектурных форм и их наименований в истории, теории и практике архитектурной композиции. На основе синоптического подхода, объединяющего приемы лингвистического, структурного, иконографического, семантического и тектонического анализа, изучены примеры исторического развития традиционных тем колонны, арки, проема в виде колоннад, аркад, арочных окон. Динамическая концепция художественного пространства в архитектуре позволяет установить различия понятий структуры и формы, конструкции и композиции, эйдоса (идеи формы), логоса (установления), номоса (именования темы, мотива) и тектоса (строения). Эти отношения детерминируются хронотопографией (единством времени и места) и номотопографией (связи именования и места). Именования и переименования соединяют понятийную сферу и визуальные образы, обеспечивают понимание, интерпретацию и трансляцию смысловых значений в истории культуры. В статье показаны механизмы интерпретаций тем и мотивов, построения иконографических рядов по схеме: именование идеи — формальный архетип — комбинаторные вариации форм в их историческом развитии.